Архив:

"Попробуй им скажи, что они слепые"...

Белые бантики и фартучки у девочек, парадные костюмы у ребят. Ничего необычного. Сразу и не поймешь, что это последний звонок в школе для слабовидящих. Очки здесь только у малышей. Выпускники очкариками быть стесняются. У всех девушек поголовно – контактные линзы. Ребята на линейку очки не надели. Еще бы, их будут фотографировать.

Последний звонок прозвучал для 12-классников

В харьковской школе-интернате № 12 учатся дети, у которых от 5 до 40% зрения. Их и за парты рассаживают по такому принципу: у кого 5% - на первом ряду, у кого 40% - на последнем. А еще по углу зрения – кому проще смотреть на доску слева, а кому справа.

Но если на улице силуэты многие из них различают, то работа в классах требует особых условий. Читать они могут только при помощи специальных толстых линз, которые захватывают три строчки сразу. У каждого ученика на парте обязательно настольная лампа.

- Проблема только с альбиносами, - рассказывает директор интерната Евгений Чепижко. – у них же светобоязнь. Им лампы не включаем. Они довольствуются верхним светом.

В интернате работают педагоги-дефектологи, они получают специальное образование. Главная задача – адаптировать ребят к жизни в социуме.

- Попробуй им скажи, что они слепые. Они хотят чувствовать себя как обычные дети. Но проблема еще в том, что слабое зрение вызвано либо врожденными, либо приобретенными заболеваниями, и у этих детей целый букет сопутствующих болезней. На перемену погоды реагируют все, меняется глазное или внутричерепное давление, начинают болеть головы, - рассказывает о своих подопечных Евгений Чепижко.

Чтобы освоить школьную программу, таким детям отводится на один год больше, чем в обычной школе. Поэтому выпускной класс здесь не 11-й, а 12-й. В этом году их два, хотя всего выпускается 20 человек. По санитарным нормам в каждом классе здесь может быть не более 12 учеников. Под такое количество парт даже классы когда-то перестроили. Детям разрешается на уроке вставать и подходить к доске, чтобы посмотреть, что написал учитель.

Почти все выпускники – инвалиды. И если в школе им помогают этого не замечать, то во взрослой жизни им об этом напомнят не раз, ведь на работу инвалидов берут неохотно. В интернате они никогда не сдавали экзаменов. И для поступления в вуз у них льготы. Но чтобы сразу адаптироваться к жизни, все как один записались на внешнее оценивание знаний. Чтобы доказать себе: они такие же, как все.

Они знают, как поднять экономику и побороть коррупцию

К тестированию готовится и отличница Лена Овчаренко из 12-Б. Она седьмая по счету в семье. Старшие братья и сестры поступили в вузы, и некоторые уже закончили. Лена будет поступать в ХПИ на экономический факультет. Еще не решила, что для нее важнее – экономика или программирование. Говорит, если станет экономистом, обязательно придумает, как сделать соразмерными цены и зарплаты.

Во взглядах на политику и экономику на 18-летних выпускников интерната еще сильно влияют родители и учителя. Но как все в их возрасте, они мечтают изменить жизнь в стране к лучшему.

- Я хочу стать учителем младших классов, буду поступать в педагогический, - говорит Женя Баткина из 12-А – От учителей во многом зависит нравственное состояние общества. С этим сейчас главные проблемы. Думаю, это оттого, что у людей мало любви в сердце. Вот я, например, буду очень любить своих учеников, и тогда они вырастут порядочными людьми.

Больше всего нравственные проблемы волнуют будущего юриста Аню Сороку. Она очки носить не стесняется. На последний звонок к ней пришел ее парень, с которым она собирается прожить всю жизнь. Но и от карьеры не откажется. Она готова даже в будущем стать политиком или работать в правительстве. На вопрос о том, как победить коррупцию в судебной системе, отвечает не задумываясь:

- Это все зависит от людей. Не только от руководства. Чем больше людей будут говорить начальникам и политикам, что так делать нельзя, тем больше вероятности, что мы победим коррупцию и другие нарушения законов. Я понимаю, что когда закончу Юракадемию, дай Бог мне устроиться на какую-нибудь фирму юристом. И там я могу отстаивать свою точку зрения, чтобы все делалось по закону.

Красавица Наташа Гриднева танцевала на линейке школьный вальс. Она хочет стать режиссером эстрады. Будет поступать в академию культуры на режиссерский факультет:

- Культура, искусство – вот то, что нужно сейчас обществу. И главное – вера в Бога. Сейчас эпоха бездуховности. Говорят, что скоро введут изучение Библии в школе, жаль что мы не застали. Дети не знают даже молитвы «Отче наш». А от бездуховности – и алкоголизм, и курение, и всплеск суицидов, их в молодежной среде сейчас все больше, - говорит она

Виталий Халанский видит себя радиоэлектронщиком. Любит возиться с компьютерами. Надеется в будущем открыть свою фирму Интернет-провайдера. О девушке пока даже не мечтает. Прощаясь с детством, забирает собой во взрослую жизнь пристрастие к мороженому и веру в Деда Мороза.

- Сейчас главное увеличить ВВП, тогда экономика начнет подниматься, и всем станет жить лучше, - рассуждает будущий компьютерщик.

Сегодня же в интернате пройдет и выпускной бал. Ребята уверяют – никакого спиртного. Да и посиделки в школе – всего до девяти вечера. Дальше они собираются поехать на дачу к одной из выпускниц. В общем, все, как у обычных детей. Только грусть в глазах родителей. Они-то знают, что их детям придется труднее других.

Всего в 12-м интернате 267 учеников. Среди выпускников прошлых лет есть и знаменитые спортсмены, и музыканты. Так Андрей Жильцов стал чемпионом по легкой атлетике на Паралимпийских играх в Афинах. А Влад Бережной – известный баянист, он учится сейчас в Москве в консерватории.

А тем временем...

Выпускной прошел и в школе-интерната для слепых детей имени Короленко.

Они не видят, но зато поют и танцуют, играют на абсолютно разных музыкальных инструментах и почти в совершенстве владеют английским. Среди них есть будущая джазовая саксофонистка и чемпионка по плаванию. Вчерашние школьники гимназии-интерната для слепых детей им. Короленко, сегодня благодарят своих учителей и говорят им – «до свидания».

- Это праздник со слезами на глазах - говорит замдиректора по воспитательной работе Валентина Лымарь и действительно, не может сдержать слез. Это ее 31 выпуск в этой школе. И каждый год она плачет.

Валентина Лымарь рассказывает, что в этой школе учителя воспитывали детей так, чтобы они ничем не уступали обычным школьникам. Чтобы вместо чувства жалости, ребята вызывали восхищение. Это педагогам удалось на «отлично». В гимназии учится гордость школы, а в будущем и всей страны Яна Бережная.

- Это вторая Яна Клочкова, - вздыхает Валентина Лымарь, - Она сегодня не смогла быть на праздничной линейке так как у нее сборы, готовится к параолимпийским играм. Поймите, девочка всего лишь в 7 классе, при этом она «тотально слепая» и проплывать такие дистанции… Она уже выиграла несколько кубков. В том, что у нее большое будущее в плавании абсолютно уверен ее тренер…

Выпускницу Кристину Гурову ждет музыкальный олимп. Девочка на протяжении 9 лет играет на фортепиано и бандуре. Но свое настоящее призвание открыла для себя два года назад это –саксофон. В этом году Кристина будет поступать в Курское музыкальное училище на джазовое отделение.

- Я хочу быть джазовой саксофонисткой или петь в хоре, - делится планами на будущее Кристина.- Я люблю свою школу и учителей… Но мне очень хочется я перемен…

А вот одиндцатиклассница Оксана Лесюкова весь следующий год проведет в США. По результатам тестирования она получила возможность обучаться в Америке. Оксана говорит, что за границей уже нашли семью, где она будет жить. Девушка свободно владеет англиским поэтому видт себя в будущем переводчиком или учительницей английского языка.

Праздника последнего звонка нет в календаре, но по признанию выпускников у них в душе настоящее торжество, от которого почему-то хочется плакать...

Наталья Васильева

Источник: kp.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ