Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Трудоустройство инвалидов. Часть I - Оформление ИПР

Найти работу человеку с ограниченными возможностями трудно. Но можно. Вариантов трудоустройства - множество, однако попробуем разобраться хотя бы с самыми распространенными и доступными.

Начнем с ИПР - индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Опустим все, что связано с медицинской реабилитацией и получением технических средств реабилитации, а обратим внимание на профессиональную реабилитацию.

Сразу отметим, что без ИПР невозможно получить профессиональное обучение, трудоустроиться через федеральную государственную службу занятости, а также встать на учет в службе занятости населения и получать пособие по безработице.

Для поиска работы через федеральную государственную службу занятости населения человек должен быть признан трудоспособным медико-социальной экспертизой. Это отмечается установлением одной из трёх степеней ограничения способности к трудовой деятельности (СОСТД):

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»)

Если у человека с инвалидностью нет ограничений к трудовой деятельности, ограничения способности к трудовой деятельности могут вообще не устанавливаться - своего рода «нулевая» степень.

Сразу оговоримся, что степень ограничения способности к трудовой деятельности влияет на размер социальных выплат и самый высокий размер этих выплат при 3, «нерабочей» степени ограничения способности к трудовой деятельности. Соответственно, при отсутствии ограничений способности к трудовой деятельности размер этих выплат минимален. По состоянию на 1 марта 2008 года размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности составлял:

1 СОСТД - 780 рублей в месяц

2 СОСТД - 1 560 рублей в месяц

3 СОСТД - 3 120 рублей в месяц

(Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Сейчас многие инвалиды не имеют установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности и размер выплат для них привязан к группе инвалидности, т.е. 1 группа инвалидности приравнивается к 3 СОСТД, 2 группа инвалидности - ко 2 СОСТД и 3 группа инвалидности - к 1 СОСТД.

Нетрудно заметить, что при формировании ИПР с указанием второй, «рабочей» СОСТД инвалиду 1 группы можно потерять около 1500 рублей в месяц. Что ж, желание трудоустроиться нашим законодательством трактуется как наказуемое снижением социальных выплат, однако будем принимать это как факт. Хотя заметим, что это можно компенсировать, получая пособие по безработице, если работу все же сразу найти не удастся.

ИПР формируется при первичном или очередном освидетельствовании на инвалидность в учреждении медико-социальной экспертизы. Однако, если группа инвалидности установлена бессрочно, то придется обращаться в службу медико-социальной экспертизы с письменным заявлением о формировании ИПР. ИПР должна быть сформирована в течение месяца с момента обращения в учреждение медико-социальной экспертизы, при этом должна проводиться всесторонняя оценка состояния здоровья, социального положения и реабилитационного потенциала человека с инвалидностью. На основании экспертной диагностики и реабилитационного прогноза определяются мероприятия, технические средства и услуги, позволяющие инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности, в т.ч. и к профессиональной деятельности.

Современная структура ИПР в разделе профессиональная реабилитация состоит из следующих мероприятий, услуг, технических средств реабилитации, необходимых для устранения причин, условий и факторов, обусловливающих инвалидность:

Рекомендации о доступных и противопоказанных условиях и видах труда

Вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе, о необходимости создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных по состоянию здоровья, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Профессиональная ориентация

Вносится запись о видах профессиональной ориентации (профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор и др.), в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Профессиональное обучение (переобучение)

Вносится запись о профессии или специальности, рекомендуемой к приобретению; об уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка) и о форме обучения (очная, заочная, вечерняя, в интернате, надомная) согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Содействие в трудоустройстве

Вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, организация трудоустройства по специальным программам содействия, включая содействие частному труду), согласно заключению федерального учреждения МСЭ.

Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда

Вносится запись о перечне технических средств реабилитации, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, профессиональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы согласно заключению федерального бюро МСЭ. В Индивидуальную программу реабилитации с указанием в качестве исполнителей государственных структур может быть включено только то, что входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. № 2347-р. Все, что не включено в список Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, может быть включено в Индивидуальную программу реабилитации с записью «за счет средств инвалида».

При необходимости к формированию ИПР привлекаются специалисты из организаций, занимающихся социальной реабилитацией и федеральной государственной службы занятости населения. Они могут помочь в подборе необходимых мероприятий, которые указываются в разделах социальной и профессиональной реабилитации. Человек с инвалидностью или его законный представитель (родитель, опекун) имеет право участвовать в разработке ИПР.

Сформированная карта Индивидуальной программы реабилитации подписывается руководителем учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем), заверяется печатью учреждения и выдается на руки инвалиду (или его законному представителю). Если инвалид (или его законный представитель) не согласен с содержанием карты ИПР, то имеет право не подписывать документ. В таком случае Индивидуальная программа реабилитации приобщается к акту освидетельствования на инвалидность и не выдается на руки инвалиду (или его законному представителю).

В случае несогласия инвалида (или его законного представителя) с содержанием сформированной Индивидуальной программы реабилитации (например, не все нужные технические средства и реабилитационные услуги были включены в ИПР) не надо ее подписывать. Следующим шагом нужно оспорить сложившуюся ситуацию в Главном бюро медико-социальной экспертизы города или области, написав в месячный срок соответствующее заявление в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо напрямую в Главное бюро. Бюро, проводившее МСЭ, в трехдневный срок со дня получения заявления гражданина должно направить его со всеми имеющимися документами в Главное бюро МСЭ.

В течение месяца должно быть проведено заседание новой комиссии, которая или примет точку зрения человека с инвалидностью и сформирует новую карту ИПР, или согласится с выводами бюро медико-социальной экспертизы и откажет инвалиду в его требовании.

В случае отказа можно обратиться в Федеральное бюро МСЭ, которое находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро МСЭ, Главного бюро МСЭ, Федерального бюро МСЭ могут быть обжалованы непосредственно в суде (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Сегодня формирование Индивидуальной программы реабилитации слишком сильно зависит от различных факторов. В настоящее время в Законодательстве РФ не прописаны критерии оценки инвалидности и критерии оценки потребностей инвалида в тех или иных реабилитационных услугах и средствах реабилитации. Это отнесено к компетенции сотрудников службы медико-социальной экспертизы, а разный уровень их квалификации и разное личное отношение к людям с инвалидностью, к сожалению, может приводить к тому, что ИПР не всегда отображает истинные потребности человека с инвалидностью. И только настойчивость и правовая грамотность инвалида или его законного представителя позволяют добиться того, чтобы ИПР была полноценно сформирована и стала эффективным инструментом во всем дальнейшем реабилитационном процессе.

К сожалению, многие люди с инвалидностью пассивно участвуют или вовсе не принимают участия в формировании своей Индивидуальной программы реабилитации и, чаще всего, по истечении месячного срока они получают готовый документ, в котором мало учтены их реальные потребности и желания. Чтобы избежать споров в вышестоящих инстанциях или в суде по поводу неудовлетворяющей Вас ИПР, необходимо активно включиться в этот процесс еще на стадии формирования реабилитационных мероприятий и услуг. Прежде всего, нужно обозначить перед сотрудниками медико-социальной экспертизы те реабилитационные услуги и технические средства, которые Вам необходимы. Попросите, чтобы к процессу формирования разделов по социальной и профессиональной реабилитации были привлечены специалисты из профильных учреждений (территориального органа социальной защиты населения и федеральной государственной службы занятости населения), которые в дальнейшем и займутся реализацией записанных в ИПР мероприятий. В отдельных случаях, возможно, понадобятся письменные заключения независимых экспертов по тем или иным спорным вопросам. Сотрудники медико-социальной экспертизы не обязаны их учитывать, но вполне вероятно примут их во внимание, так как в этом случае они будут спорить не с самим инвалидом (или его законным представителем), а с другими специалистами в сфере реабилитации инвалидов.

Обязательный срок, на который разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации, в действующем законодательстве не определен. Обычно он привязывается к дате очередного переосвидетельствования на инвалидность и составляет один или два года. В любом случае, при формировании карты ИПР определяется срок, на который она действует и по истечении которого должно быть сделано письменное заключение с оценкой ее результатов по всем сформированным реабилитационным программам.

Материал подготовлен при содействии РООИ «Перспектива»