Архив:

"Нашим детям не нужна жалость"

В советское время нам долго внушали, что в стране все счастливы и здоровы, а инвалидов вроде как и нет. С тех пор произошло много событий, а отношение к людям с ограниченными возможностями почти не изменилось. «В России тяжело здоровым людям, а инвалидам ещё сложнее», — считает Елена Нига, президент красноярской региональной общественной организации родителей по защите детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца».

Всерьёз никто не воспринимал…

— Мы нечасто видим людей с инвалидностью на улицах — жизнь заставляет их проводить большую часть времени дома или в закрытых специализированных учреждениях. Но хорошо уже то, что дело всё-таки сдвинулось с мёртвой точки. Раньше в СМИ если и рассказывали об инвалидах, то они оказывались либо глубоко несчастными людьми с разрушенной судьбой, либо героями. Сейчас появляется более объективная информация.

— Часто ли в борьбе за достойную жизнь приходится сталкиваться с бюрократической машиной и равнодушием чиновников?

— Поначалу, конечно, всерьёз нас никто не воспринимал. Но мы учились. Например, долгое время задавали чиновникам один неудобный вопрос: «Кто решает, какие инвалидные коляски необходимо закупать для детей?» То, что привозили в край, было непригодным для использования: устаревшее, громоздкое, неудобное. Деньги, потраченные впустую. Теперь край закупает немецкие современные коляски, которые более удобны, позволяют выехать с ребёнком на улицу. Сегодня наши дети участвуют в карнавале на День города наравне со всеми. Есть специальная дорожка на городском празднике «Стартуют все!». В этом году совместно с министерством социальной политики края организовываем летний лагерь. С помощью благотворительных фондов удалось купить дорогие тренажёры для ходьбы, шагающие по ступенькам коляски, специальные велосипеды…

Клубок обид

— Много лет инвалиды просят пандусы сделать в общественных местах. В Красноярске эта проблема решается?

— Говорящих примеров много: у краевой детской больницы мы вынуждены парковаться прямо на дороге — в медицинском учреждении нет места для колясок! В городе работает клиника, в которой пандус установлен под углом 45 градусов. Заехать на него человеку в коляске нереально. Пройдитесь по городу: у нас всюду лестницы, мало где есть лифты, нет парковок для инвалидов. А ведь все эти удобства обязательны при строительстве. В нашей стране много хороших законов, только соблюдают их не всегда. Например, можно заплатить Обществу инвалидов, и вам поставят роспись, что подобные усовершенствования для здания не нужны, так как люди с ограниченными возможностями его посещать не будут. И пока строительная сфера будет закрытой, таких махинаций нам не избежать.

— Неудивительно, что при таком отношении часто инвалиды становятся людьми, озлобленными на мир и с уверенностью, что все вокруг им должны.

— Получается замкнутый круг. Те же новые кинотеатры и торговые центры готовы меняться, но при этом их владельцы задают вполне логичный вопрос: «Зачем это делать, если такие люди к нам всё равно не приходят?» Нужно, чтобы и люди с инвалидностью стали более активными. Многие привыкли к своему состоянию, замкнулись. Ведь, чтобы сходить на какое-либо мероприятие, необходимо приложить немало усилий. Зачастую встречаешься с позицией: раз трудно, то все должны помогать. Но ведь это настроение не возникает из ниоткуда. С человеком случается беда, он начинает искать пути выхода из ситуации. Сталкивается с вакуумом информации и тотальным непониманием в тех учреждениях, которые созданы ему помогать. Клубок обид наматывается, круг общения сужается, возникает только мысль: «Отдайте мне то, что мне положено!» А этот путь бесперспективный изначально и для человека, и для общества.

«Передышка» для родителей

— В каком же направлении надо двигаться обществу, чтобы наладить контакт с инвалидами?

— Нужно, чтобы помощь оказывалась индивидуально. За границей, например, нет отдельных образовательных учреждений для детей-инвалидов. Они учатся в тех же школах, что и обычные ребята, но при помощи специалистов и педагогов. Работают программы «передышки» для семьи, когда при школьных центрах ребёнок может остаться на ночь хотя бы раз в неделю: он учится самостоятельности, а родители получают день для отдыха. В России здоровому человеку сложно устроиться на работу, что уж говорить про инвалида… За рубежом людям с ограниченными возможностями оказывают помощь при трудоустройстве, максимально приспосабливая условия труда для каждого. Отработал 20 лет — получил повышенную пенсию. У человека появляется стимул приносить пользу обществу, он адаптируется в жизни, чувствует себя нужным и значимым. У нас же хоть работай, хоть на печи лежи — итог на выходе один и тот же: либо пенсия трудовая, либо по инвалидности.

В Европе давно отказались от порогов, везде делают специальные дорожки. Есть даже GPS для инвалидов. Всюду лифты, указатели, кнопки для облегчения открывания дверей, парковки… В России же человек, использующий коляску, самостоятельно не сможет добраться до лифта в подъезде! В Европе чётко действует правило: если делает обычный человек, то и инвалид тоже может. Люди с ограниченными возможностями там летают на парапланах, плавают на катамаранах, катаются на горных лыжах… Широко развита система волонтёрства. В нашей же стране главные помощники для людей с инвалидностью — родственники. У «Открытых сердец» партнёрские отношения с родительской организацией Швейцарии, которая создана 50 лет назад. Выходит, мы отстаём на полвека.

Досье

Елена Нига родилась в Иркутске. Окончила Красноярский государственный педагогический университет имени В. Астафьева. Воспитывает сына. Руководитель общественной организации «Открытые сердца», которую несколько лет назад создали родители больных ребятишек, чтобы вместе решать насущные проблемы.

Диана Михайлина

Источник: enisei.aif.ru