Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Слепых детей будут учить альтернативному зрению

Результаты экспериментов над тремя слепыми детьми, которые проводит Национальная академия наук Беларуси совместно со специалистами Центра им. Бронникова из Санкт-Петербурга, будут известны уже через 3-4 месяца. Если в результате эксперимента дети научатся видеть мозгом (альтернативно), то метод академика Бронникова официально разрешат на территории нашей страны, а у всех белорусских слепых появится «соломинка», за которую они смогут ухватиться.

В настоящий момент официально применение метода Бронникова в нашей стране не разрешено, даже не смотря на то, что в России он запатентован. Помимо нескольких центров в России методика широко распространена в Украине, Голландии, Японии, Канаде, Казахстане, Швейцарии и других странах. Причем, как рассказала специалист питерского Центра им. Бронникова Наталья Гончарова, в Голландии и Японии метод разрешили без проведения экспериментов.

Однако в Минздраве Беларуси четко постановили: пока Академия наук метод не обоснует — его не разрешат. Вместе с тем Минздрав заключил, что деятельность по проведению семинаров-тренингов, развивающих прямое видение, ориентирование в пространстве и чтение текстов без помощи глаз и т.д., не относится ни к оказанию психологической помощи, ни к медицинской деятельности. Тем не менее «отдельные открытия в данной области могут представлять собой практический интерес для системы здравоохранения», говорят в Минздраве.

Как рассказала Наталья Гончарова, метод Бронникова относится к информационному развитию человека, в его основе — одно из направлений дайосской йоги. Специальными несложными упражнениями, развивая правое полушарие головного мозга, которое у современного человека практически не задействовано, можно открыть новые возможности организма, нереализованные из-за незнания.

«Развиваясь, головной мозг расширяет возможности обычной памяти, осваивает новые виды памяти — фотографическую, биокомпьютерную, овладевает новыми способами видения без использования обычного зрения», — говорит Наталья Гончарова.

Данная методика, по словам Н.Гончаровой, раскрывает способности не только инвалида, а любого человека: «Слепые обретают альтернативное зрение (слабовидящие улучшают зрение), глухие — альтернативный слух, парализованные начинают двигаться и обслуживать себя, больные сахарным диабетом останавливают рост осложнений и снижают инсулиновую зависимость».

Наталья Гончарова также рассказала, что в настоящее время методике обучено несколько десятков тысяч человек. «Принцип обучения один — просто выполнять упражнения. Чтобы сесть за руль машины и поехать, вам необязательно знать все строение машины», — говорит она.

«Те же гадалки, целители, экстрасенсы, маги и т.д., к которым многие любят подпольно обращаться, на самом деле используют только лишь мозг, а их пророчества говорят лишь о том, что правое полушарие их мозга работает лучше, чем у того, кто к ним обратился. Просто одни показывают свои способности, а вторые на них смотрят, вместо того, чтобы развивать свои, — говорит Гончарова. — Методика Бронникова уникальна тем, что упор делается на восстановление энергообмена. Поскольку вокруг физического тела есть некие тонкие поля, энергия, которая движется в организме по своим законам и принципам, то в случае нарушения определенных структур энергообмена происходят нарушения на физиологии. Соответственно, изменяя энергообмен с помощью определенных упражнений, происходит восстановление и на физиологии».

В Академии наук Беларуси методом Бронникова действительно заинтересовались.

Как рассказал доктор психологических наук, профессор Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Георгий Лосик, в качестве пробных испытуемых, продемонстрировавших феномен Бронникова, выступили сами гости из Петербурга — зрячая Наталья Гончарова и тотально слепая, инвалид по зрению 1-й группы Юлия Абрамсон.

Во время эксперимента на дистанции 40-50 см перед их лицом поочередно выставляли 10-15 предметов для узнавания. Предмет предъявлялся 2 минуты. На глазах у Гончаровой была повязка. Это были предметы типа карандаша, электролампочки, шашек, белого листа бумаги с текстом. Испытуемым задавался вопрос: «Что перед вами?» или «Сколько предметов перед вами?»

«В результате опыты не опровергли того, что человек, выучившийся по методике Бронникова, может видеть предметы сквозь оптическую преграду. Так, Гончарова описала примерное заполнение листа белой бумаги текстом, отличила рукописный текст на листе от машинописного, распознала карандаш, круглую форму катушки пластыря, число шашек и их цвет. Абрамсон также смогла распознать карандаш, лампочку, число шашек», — рассказывает Георгий Лосик.

Однако, по его словам, может так случиться, что гипотеза о действенности метода, увы, будет недействительной, ведь каким бы уникальным его не считали, существует много суждений о различных фальсификациях.

«Фальсификация может быть еще и в том, что проявление феномена — способность уникальных людей. Почему все-таки целые столетия никто не додумался до этих простых упражнений? Фактически получается так: неожиданно у человека ученые обнаружили такие свойства, как у дельфина и у летучей мыши. Летучая мышь, например, видит не прямым зрением, а благодаря излучению, которое отражается в пространстве, и отраженная волна возвращается к ним и позволяет видеть в темноте. Точно также слоны способны слышать на расстоянии».

При этом, как сказал Г.Лосик, в способностях специалиста Натальи Гончаровой сомнений нет, главное же, чтобы и дети, над которыми проводится эксперимент, смогли этому научиться. По его словам, заключительный эксперимент, в результате которого комиссия Академии наук вынесет заключение, будет проходить в полной темноте.

«Если человек будет действительно видеть в темноте, ему поможет только излучение, — говорит он. — Только метод многоуровневого шкалирования сможет дать точный ответ».

По словам Натальи Гончаровой, такая осторожность со стороны Академии наук — обычная реакция ученых.

«Всегда что-то новое пытаются либо подтвердить, либо опровергнуть. Когда в 1994 году метод Бронникова только появился, обвинений в лженауке было не счесть, — говорит она. — Начались эксперименты на различных кафедрах физики, в институтах и прочих инстанциях. С 2001 начались исследования в Институте мозга. Многие говорили: мы не понимаем, как работает мозг, но то, что он работает, подтверждается! Но на одном из научных конгрессов все-таки нашлись скептики, которые, вопреки продемонстрированным экспериментам, сказали: «Все-таки, наверное, Институт мозга ошибся, наверное, подглядывают они через свою повязку». В это время в зале находился тотально слепой мальчик Саша Левит, который участвовал в экспериментах. Тогда Наталья Бехтерева после некоторой паузы сказала потрясающую фразу: «Отлично! Отлично! Давайте всех слепых научим подглядывать!»

Тем не менее, в эффективности метода Бронникова пока не совсем уверены и родители детей, участвующих в эксперименте: все-таки если традиционная медицина никак не помогла, не факт, что и нетрадиционные методы научат детей видеть.

«Но когда ребенок не видит — согласишься на всё, — говорит Елена Шевцова, мама тотально слепого 9-летнего Сережи. — Мы перенесли уже шесть операций, и все безрезультатно. После первой операции непродолжительное время он видел, но потом зрение снова исчезло. На последнем этапе поставили американские клапаны, но и они должного эффекта не принесли: надо было раньше ставить. Однако раньше ставили только взрослым, Сережа стал первым ребенком, которому их установили. От безысходности решили поучаствовать в эксперименте, ведь надежда умирает последней. Муж сказал, если не поможет, еще в Израиль поедем на операцию».

А вот у 8-летних Кати Гиль и Насти Твердовой до трех лет все было хорошо: девочки видели и радовались жизни.

«Вдруг откуда ни возьмись у здорового ребенка появился эндогенный увейт — внутреннее воспаление глаза. Откуда оно взялось, офтальмологи, увы, не знают. На базе этого заболевания стали болеть коленки, а на одном глазу появилась катаракта, причем такая сложная, что наши врачи не захотели оперировать. Поэтому мы прооперировались в Австрии: катаракту убрали, но глаз остался незрячим. Потом такие же проблемы начались со вторым глазом. Поехали мы на операцию в Москву, провел ее очень хороший врач, но и она не дала результатов. Поставили искусственный хрусталик, однако со временем появилась еще и глаукома», — рассказала Марина Гиль, мама Кати.

«Я устала от врачей, сказала, что в больницу больше ни ногой, стали искать нетрадиционную медицину. Сейчас мы перешли на сыроедение, вегетарианство. Надеемся, что эксперимент поможет. Очень тяжело, занятия в рамках эксперимента очень интенсивные. Но у меня цель: вылечить дочь — и я это сделаю!»

В традиционной медицине разуверилась и Ирина, мама Насти Твердовой. По ее словам, Настя перенесла уже 5 операций: три в Беларуси и две в Питере. «После Питера появились проблески, Настя стала тени различать, но потом лопнул сосуд, произошло кровоизлияние в глаз, и зрение полностью пропало».

Наталья Зайцева, заместитель директора Центра человека, которая и занимается организацией визитов Натальи Гончаровой в Беларусь, рассказала, что изначально найти детей для эксперимента было очень трудно.

«Длительное время висело объявление в интернете, но никто не откликался. Условие же было одно: желание иметь альтернативное видение и каждый день для этого тренироваться. Однако куда ни обращались поначалу — нас считали мошенниками».

«Только лишь когда Академия наук дала нам подтверждение, что это не мошенничество, мы легально смогли обратиться в 188-ю школу для слепых. Там согласие на эксперимент дали пятеро родителей, но только трое детей непосредственно дошли до эксперимента, — говорит Наталья Зайцева. — Однако все пятеро прошли первоначальную оценку восприятия методом многоуровневого шкалирования в Академии наук, в результате которого было подтверждено, что дети на самом деле ничего не видят. Обучение слепых детей — это больше родительский труд. Проще отдать ребенка в интернат, а вот возить заниматься и потом регулярно тренировать дома — это сложно. Дети бы с удовольствием взяли маму за руку и пришли бы на занятия, но в жизни не всегда получается, что желания детей и родителей совпадают».

Наталья Зайцева не теряет веру в то, что метод Бронникова в Беларуси все-таки разрешат.

«Самой первой тотально слепой испытуемой в Беларуси стала Юля Абрамсон. Наверное, именно увидев ее, надежда на продвижение метода в Беларуси в моей душе и поселилась. Когда первый раз я встречала ее с поезда, то ожидала увидеть человека в черных очках и с палочкой. А тут выходит красивая девушка и при этом еще хорошо ориентируется в пространстве, без проблем сходит с поезда. А ведь мне сказали встречать слепого человека! И я смотрю на нее и думаю: «А где слепая?» Конечно, когда начинаешь смотреть ей в глаза, понимаешь, что она на самом деле не видит. Причем смотришь ей в глаза, а она говорит: «Да не изумляйся так, я все вижу!» Сомнений в том, что Юля все-таки видит альтернативно, не осталось. При ежедневных тренировках это возможно. На сегодняшний день Юля, несмотря на свой диагноз, также является специалистом метода».

Быть может, именно поэтому, отойдя немного в сторону от разного рода формальностей, в одном ученые и специалисты нетрадиционной методики пока сошлись точно: слепых надо развивать, чтобы дать им возможность в дальнейшем интегрироваться в общество и не чувствовать себя ущемленными. Пока, к сожалению, белорусские реалии показывают, что такая интеграция получается слабо и уже сама по себе является феноменом.

Екатерина Синюк

Источник: naviny.by

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ