Архив:

Кохлеарная имплантация. Панацея? Вряд ли...

О том, что кохлеарная имплантация не всегда может решить проблему тугоухости, говорено много. Но, бродя по тематическим форумам, часто натыкаюсь на мнение, что кохлеарная имплантация - чуть ли не панацея. Ее особенно «уважают» позднооглохшие с нейросенсорной тугоухостью и при этом не использовавшие слуховые аппараты. Такое положение не является абсолютным противопоказанием к кохлеарной имплантации. Но при отборе на операцию, перечисленное значительно снизит вероятность положительного решения врачебной комиссии.

Как же отбирают пациентов на операцию по введению кохлеарного имплантата? Разработан целый список с перечнем больных с различной природой тугоухости. С указанием их возраста. Вчитываясь в этот список, душа радуется, что он довольно обширный и есть возможность многим, особенно детям, попасть под категорию нуждающихся в кохлеарной имплантации и которым операцию оплатит государство.

Операция - операцией, но порой возникает много вопросов.

Все знают, что с дезинфекцией и стерилизацией в отечественных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), дело, мягко говоря, обстоят не очень. Да, существует ОСТ 42-212-2-85, в котором требования по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации инструмента описаны пошагово до мелочей. Этот же ОСТ детально рассказывает, как нужно и сколько раз обрабатывать поверхности, руки персонала, перчатки и прочее. Если бы соблюдались ВСЕ правила, то не было таких ужасающих цифр ВБИ - внутрибольничной инфекции (это вообще тема отдельной статьи - ВБИ в ЛОР-стационарах).

А ведь операция кохлеарной имплантации, мало того, что инвазивная, то есть связана с проникновением внутрь организма. Она, к тому же, ведется в близости к головному мозгу и на таких отделах уха, которые анатомически очень различаются у людей.

Спросите у любого ЛОР-врача, насколько сложен доступ к антруму. Иностранные специалисты оговариваются о проблемах проявления внутрибольничных инфекций после операции КИ, но, скорее всего, производители аппаратов эти оговорки «подтирают». Так вот, вопрос - а как обстоит дело в наших, отечественных стационарах, с риском развития внутрибольничной инфекции и что там с ее профилактикой? Поясню еще: ВБИ - это не только инфекционное заболевание, протекающее непосредственно в стационаре. К ВБИ относятся и отдаленные проявления инфекций, если они развились на фоне бывших вмешательств.

После КИ, через 25-35 дней (в зависимости от протекания послеоперационного периода) система включается и начинается работа по восстановлению слуха.

По опыту знаю, что работа по обучению чтению с губ - это нелегкий путь. Здесь очень многое зависит от того, «подходит» ли специалист пациенту. Особенно важно это для маленьких детей. Просто представьте себе их состояние: в тихий, спокойный мир ворвались непонятные, неприятные звуки. Ребенок напуган (взрослый-то испугается), озадачен, имплантат мешает (да, пока не привыкнешь к нему, он мешает - это отмечают все, перенесшие кохлеарную имплантацию).

Так вот, модно ли надеяться, что специалистов, которые будут помогать человеку вернуться в мир слышащих, именно - специалисты? Знаю нескольких людей, перенесших КИ и ...не пользующихся этой системой. Просто потому, что работа по умению слышать с помощью КИ. Проводилась «абы как». С одной, взрослой уже женщиной, работал сурдолог. Хороший специалист, грамотный врач. Но он сурдолог - то есть, специалист по заболеваниям, связанным с проблемами слуха. А вот специализации по речевой терапии у него нет. А ведь нужно не только научить пользоваться имплантированной системой. Нужно ее настраивать - система тонкая, требует постоянной работы. С каждым занятием человек должен выходить на новый уровень умения слушать, анализировать. И каждое новое умение требует новой подстройки кохлеарного имплантата. А с детьми (вообще, в идеале, и со взрослыми тоже) должна работать целая бригада специалистов: и психолог, и речевой терапевт, и невролог, и фонопед, и дефектолог. Даже детсадовский воспитатель или учитель в школе должны иметь хотя бы небольшое представление об особенностях таких детей на ранних этапах вхождения в слуховую жизнь. Это ведь не так просто - подобрать и обучить специалистов. Например, психологи получают общее образование, специализация начинается на предпоследнем курсе. Но узкой, именно как психолог по работе с детьми (людьми) перенесшими КИ - такой специализации нет. Есть педагог-дефектолог, но в данном случае, это все-таки не тот специалист, который нужен.

Я не преследую цели очернить отличный метод. Просто, чем больше углубляешься в эту тему, тем большим становится желание воспользоваться системой кохлеарной имплантации. Но, как медик, я могу взглянуть на этот метод немного с другой стороны и увидеть проблему там, где ее не увидит человек со стороны.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ