Архив:

Жизнь инвалидов в паралимпийской столице-2014

Инвалид-колясочник Фрол Владимиров вместе с журналистом прогулялся по городу и на собственном примере продемонстрировал, куда инвалидам в Сочи можно, а куда нельзя... Что и говорить, церемония принятия паралимпийского флага в Сочи была пышной. Но что кроме флага предлагают инвалидам власть, бизнес да и сами горожане, не ограниченные в физических возможностях?

По статистике в Сочи около тысячи детей с ограниченными возможностями, столько же лиц среднего и пожилого возраста. Многие из них прикованы к дому только потому, что вообще не могут спуститься по ступенькам даже с 1-го этажа. Не могут устроиться на работу, потому что рабочие места не оборудованы для инвалидов. Не могут обслужить себя сами без посторонней помощи только потому, что нет доступа в магазины, банки, на почту. Фрол Владимиров согласился на эксперимент: попасть в важные для каждого гражданина места, а также отправить письмо о жизни сочинских инвалидов президенту России – гаранту Конституции РФ. Вот что из этого получилось.

Попытка, как пытка

Фрол Владимиров родился в 1974 году в Сочи. Закончил исторический факультет сочинского филиала Российского государственного педагогического университета. Прекрасно владеет английским и немецким языками. Он инвалид 1-й группы с детства. Для передвижения поль­зуется креслом-коляской и автомобилем с ручным управлением, который ранее парковал перед окном своей квартиры на первом этаже. Как стипендиат международной Программы Фонда Форда IFP, в октябре 2007 года он отправился в Германию для прохождения магистерской программы в Университете Констанца. Вернулся в прошлом году и обнаружил, что место, специально оборудованное для машины под окнами его квартиры, занято соседом Яшиным. На просьбы к Яшину освободить место Фрол получил отказ, хотя жильцы ТСЖ выступают на стороне Фрола. Решил Фрол обратиться с просьбой глобально решить проблему парковки для инвалидов в Сочи в администрацию Хостинского района. Ответ ждал месяц. Оттуда пришла отписка: ничем помочь не можем. Тогда решил Фрол вместе с журналистом попасть в администрацию города с этим вопросом. Да как ни пытался, так и не смог въехать на своей коляске в здание администрации.

Никто из проходящих чиновников даже и не подумал предложить свою помощь. Например, вызвать к Фролу из кабинета лицо, ответственное за благоустройство города. Более того, не подумали чиновники уступить Фролу свое место на парковке. Табличка «Парковка для служебного транспорта администрации» коротко и ясно дала ответы на все вопросы инвалида-колясочника. Получается, что никто в администрации и не думает о том, что в Сочи живут инвалиды, которым полагаются пандусы, чтобы заехать в администрацию, и специальная парковка, чтобы припарковать машину. Решил тогда Фрол обратить внимание на проблемы сочинских инвалидов в суде, поговорить с адвокатами о возможности обжаловать дейст­вия чиновников администрации, которые только и умеют, что устраивать грандиозные шоу с принятием паралимпийских флагов за деньги налогоплательщиков и строить потемкинские деревни.

Недоступность судебной системы

Одним из принципов судебной системы является ее доступность. Но вот для Фрола и других сочинцев с ограниченными возможностями эта система не просто недоступна, а недосягаема. Во-первых, попасть по крутой лестнице в суд Центрального района – занятие бесполезное даже для паралимпийцев. А во-вторых, огороженная парковка с указанием «только для работников суда», также говорит от том, что людей с ограниченными возможностями здесь не ждут. Кстати сказать, в суде Центрального района по представлению прокуратуры вынесено много решений, которыми оштрафованы и без того бедные директора школ и учреждений внеклассной работы, где нет пандусов. Возникает вопрос: с какой совестью можно выносить такие представления и решения, если ни в прокуратурах города, ни в судах у самих входы и въезды не оборудованы пандусами и стоянками для инвалидов. Вот уж где применима поговорка: в своем собственном глазу бревна не видно.

«Единая Россия» – партия не для всех

Решили мы с Фролом пожаловаться на сложности жизни если не главе города, то тогда лидеру местного отделения партии «Единая Россия». Вход в здание гостиницы «Москва», где находится офис партии, вроде бы не так крут, как в администрации. Но это только на первый взгляд. Подъезд к офису Фролу преградили сразу два шлагбаума. С одной стороны, служебной стоянки гостиницы «Москва», а с другой – платной стоянки ООО «Мимос». Чтобы поставить на муниципальной земле машину инвалиду, частный предприниматель потребовал с Фрола 50 рублей за 1 час. Куда пойдут эти деньги и на каком основании они тут взимаются, выяснить так и не удалось, как и не удалось даже подъехать на коляске к офису партии «Единая Россия», огороженному со всех сторон цепями, столбами и заборами. При этом даже на платной стоянке нет гарантий того, что из машины можно выйти или зайти в нее, так как культура парковки автомобилистов такова, что, паркуясь, они думают только о себе. Фролу попасть в «Единую Россию» так и не удалось.

Неотправленное письмо президенту РФ

Тогда мы с Фролом решили отправить письмо президенту РФ и рассказать гаранту Конституции, что все в Сочи делается показухи ради и чиновники не принимают никаких мер для улучшения жизни сочинцев, а только обещают. Решили спуститься мы с Фролом по подземному переходу возле гостиницы Москва. Но напрасно мы так решили. Спуск оказался только пешеходным. Решили идти другим путем. Прямо через дорогу без пешеходной зебры. Пока перебирались через бордюры, Фролу понадобился туалет. Ближайший туалет показался на другой стороне Платановой аллеи, возле огороженного магазина «Филателия». Чтобы добраться к нему, надо было спуститься по переходу у торговой галереи. Конечно, риск благородное дело, но рисковать Фрол не стал. И понятно почему: спуститься по такому пандусу и остаться живым не просто сложно, а невозможно. Решили переходить улицу по «зебре».

Чтобы спуститься на пешеходку, Фролу пришлось опять-таки с риском для жизни на коляске перед потоком транспорта спрыгивать с высокого бордюра. Кстати, не на одном из пешеходных переходов мы не увидели съездов. Кое-как пересекли два пешеходных перехода на Платановой аллее и добрались до трех биотуалетов. Но как попасть в них Фролу, хоть и за 100 рублей? На месте общественного туалета возле бывшего кинотеатра «Спутник» теперь кафе, остальная часть огорожена третий год строительным забором. Не попав в туалет, по сплошным заборам двинулись с Фролом на штурм главпочтамта. Но дорогу преградили ступеньки. Не возвращаться же, когда пройдено столько испытаний и препятствий! Хорошо, что попались два добрых богатыря, подхватили Фрола вместе с коляской и перенесли через ступеньки.

На подступах к главпочтамту предстояло еще перейти «зебру» с огромным бордюром перед несущимся на огромной скорости на Ривьерский мост и с моста транспортом. Но прорвались, прошли. Остались живы. А вот и он, заветный главпочтамт с пандусом, рекламируемым во всех проспектах. Попробовал Фрол въехать на него, но несмотря на свои сильные и тренированные руки, так и не смог. Угол наклона не тот, плитка красивая, но скользкая, так что пандус сделан не понятно для кого и зачем, заключил Фрол, которому так и не удалось отправить привет из паралимпийской столицы президенту РФ.

Ограниченные возможности местных законодателей

Тогда с Фролом мы решили рассказать о проблеме инвалидов местным законодателям – недавно избранным депутатам горсобрания. И предложить им общественно полезный законопроект. Ведь в их компетенции принять на местном уровне закон на основании Конституции РФ, которым обязать все органы судебной и исполнительной власти, все ТСЖ, многоквартирные дома, управляющие компании, частных предпринимателей и инвестров в обязательном порядке оборудовать на своих территориях бесплатные места парковок для инвалидов, общественные туалеты и пандусы. Но не тут-то было! В ГСС с Фролом мы так и не попали. Там тоже нет пандусов, а парковка перекрыта депутатами от всех смертных шлагбаумом. Зато побеспокоились депуаты о бесплатном ремонте ГСС и банкомате в стенах своей обители. Кстати, ни один из присутствующих работников ГСС в этот день не смог ответить на вопрос: как попасть в горсобрание инвалиду-колясочнику и запланировано ли что-либо для людей с ограниченными возможностями?

Мы с Фролом не смогли в этот день попасть практически никуда, хотя и очень старались. Ни в банк, ни в магазины. На торговой галерее инвалидам предлагают позвонить – и тогда им якобы вынесут переносной пандус. А если у человека нет с собой телефона? Кстати, в плане эксперимента мы попросили на торговой галерее в паре магазинов вынести пандусы. Но оказалось, что это непростое дело, и нас просили долго чего-то ждать... Не смогли мы взобраться на пешеходный и главный Ривьерский мосты. Не получилось у нас попасть ни в театр, ни в кино, ни в парки... А об общественном транспорте, наверное, и мечтать нечего. Всюду, где бы мы ни пытались проехать с Фролом на коляске, нас встречали непроходимые препоны и препятствия в виде огромных бордюров, бетонных и железных заборов, столбов с цепями, шлагбаумами. «Это вам не Германия», – с грустью сказал Фрол, где он смог увидеть и узнать, что такое настоящая, а не показушная забота о человеке. Тогда мы с Фролом вместе подумали о том, что не проще ли нам перечислить места, куда мы все-таки смогли попасть. Ведь таких мест в Сочи очень мало и о них необходимо сказать, чтобы другие могли брать пример и учиться тому, что хорошо и правильно.

Учиться никогда не поздно

Без всяких препятствий Фрол мог спокойно проехать по удобному пандусу в пенсионный фонд, который возглавляет Ирина Алексеевна Спицына. Руководитель фонда сказала, что проблемы инвалидов им очень знакомы по долгу службы, и поэтому при постройке нового здания на Парковой были учтены все правила. Также у нас для инвалидов оборудованы лифты, туалеты, сделана специальная парковка, которую никто, кроме инвалидов, не имеет права занимать. Однако есть нерадивые водители, говорит Ирина Алексеевна, которые, не имея культуры, становятся так, что инвалидам невозможно ни въехать ни выехать. Хороший удобный пандус, по мнению Фрола оборудован и в Управлении социальной защиты. Попасть можно в главный корпус Центрального сбербанка, в Центр оплаты услуг телефонной связи, в парикхмахерскую на переулке Горького, в некоторые кафе, в «Магнит» на Северной, хотя остальные «Магниты» города остаются большой проблемой...

После прогулки с Фролом по Сочи я поняла, что есть в нашем городе ростки цивилизации, но они настолько малы и незначительны, что даже страшно за паралимпийских инвалидов, которые приедут к нам в 2014 году со всего мира. Осилят ли они все неолимпийские объекты Сочи без пандусов, парковок и общечеловеческой культуры? Хотя Фрол на этот счет полон оптимизма. Он не сомневается, что власть создаст все условия для иностранных инвалидов, поместив их в специальную резервацию с туалетами, ванными комнатами, отелями, парками, транспортом, почтами, парикмахерскими, магазинами, охраняемым от отечественных инвалидов вооруженными нарядами милиции. Ведь строительство потемкинских деревень дело не новое для классически бессмертного российского чиновничества, считает Фрол Владимиров. Кстати сказать, его простая проблема с парковкой у дома до сих пор не решена.

Светлана Кравченко

Источник: sovross.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ