Архив:

"Коли доктор сыт, так и больному легче"

На сегодняшний день 80% доходов медицинский персонал в Украине получает от простых пациентов в качестве неофициального вознаграждения. Таковы предварительные результаты финансируемого Еврокомиссией исследования проблемы неформальных платежей в пяти странах-членах ЕС, а также в нашей стране (ASSPRO CEE 2007).

Расследование еще не закончено, однако по этому показателю отечественную медицину уже давно называют «успешно приватизированной».

Как известно, ничто не дается нам так дорого, как бесплатная медицина. Поводов для взяток множество: от банального больничного до плановой или экстренной операции. Единственное, что останавливает людей в белых халатах от совершения преступления, так это суровое наказание, которого в нашей стране часто удается избежать. Животрепещущие истории об ужасающем положении медицины, как и рассказы обывателей о том, кто и сколько берет в больницах и поликлиниках, передаются из уст в уста.

Взятки берут, пока их дают

Тем не менее с определенной периодичностью наши медики все-таки попадаются на взятках. Хотя и редко. Ведь подношение доктору конверта с деньгами чаще всего рассматривается как искренняя «благодарность» пациента.

Понять врачей вполне можно: семь лет учебы в университете, два года интернатуры, прохождение периодических специализированных курсов, постоянное повышение собственной квалификации… и заработная плата в 1000 гривен. Такое положение вещей просто вынуждает давшего клятву Гиппократа взимать с пациентов разного рода «дань». Те, кто не рискуют брать деньгами, предпочитают получать услугами и товаром. К примеру, наши доктора не брезгуют принимать от «клиентов», к примеру, льготные путевки на отдых для детей, самих себя и членов семей, а также продукты питания, бытовую и прочую технику.

В медицине почти всегда идет некий натуральный товарообмен по принципу «ты мне — операцию, а я тебе — новый плазменный телевизор или оформление техосмотра». Подобная практика существует давно и зарекомендовала себя как успешно работающая схема. Так, один киевский врач-иглорефлексотерапевт, специалист по мануальной терапии, признался корреспонденту, что обычный сельский дом оборудовал под амбулаторию. А «оформил» дачку ему благодарный пациент — председатель сельсовета одного из районов столичной области. С ранней весны до глубокой осени практичный эскулап живет за городом, где при полном развале сельской медицины живет отнюдь не бедно. Доктор лечит селян, а те в свою очередь, как и во времена земской медицины, несут от всего сердца «свеженькие яички, сальцо, молоко и творожок».

Ситуация в точности напоминает известный фильм Марка Захарова «Формула любви». Там провинциальный лекарь (персонаж Леонида Броневого) изрек: «Коли доктор сыт, так и больному легче». К слову, медики-горожане при каждом удобном случае не отказываются от подношений натурпродуктами и часто очень даже не против принять их. Однажды знакомый гинеколог на очередную принесенную в знак благодарности коробку конфет в сердцах сказала: «Как же мне за всю жизнь надоели эти дурацкие конфеты! Я их вообще не ем! Лучше бы банку красной икры принесли или кусок хорошего мяса!» Стоит отметить, что наши граждане подношения продуктами питания отнюдь не рассматривают как взятку.

«Больные сами суют врачам»

Кроме всего прочего существует в медицине сфера нечистоплотного бизнеса, когда эскулапы «торгуют» даже не своими профессиональными навыками, а справками, заключениями медкомиссий, различными направлениями, освобождениями, оформлениями инвалидности. Время от времени прокуратура возбуждает уголовные дела в отношении докторов-«сребролюбцев». Так, например, на днях в Черновицкой области работники Государственной службы борьбы с экономической преступностью задержали заместителя главного врача районной больницы, который вымогал 800 долларов США от местной жительницы. Женщина хотела получить справку об инвалидности дочери (для оформления пенсии). А невропатолог из Запорожья требовал от молодого человека 1000 гривен за справку о прохождении терапии от наркотической зависимости. В Днепропетровске в апреле 2010 года был уличен санитарный врач, считающий, что частный предприниматель за разрешение торговать должен заплатить 2 тысячи гривен. Сегодня в Киеве липовый больничный стоит от 100 до 300 гривен. При этом, несмотря на риск попасться с поличным и периодические рейды правоохранителей, доктора не отказываются от «благодарности».

Как призналась «ВВ» знаменитый врач-кардиолог Екатерина Амосова: «Большинство медиков не хотят брать взятки. Их весьма часто вынуждают это делать сами больные. Нормальные врачи хотят не так уж и много: иметь человеческие условия для работы и соответствующее вознаграждение за свой труд. Мой отец, Николай Амосов, если узнавал о деньгах, которые взял его сотрудник, то безжалостно выгонял с работы такого доктора. Нечистоплотный врач не только не избежал бы гнева отца, но мог навсегда потерять работу в медицине. Амосову удалось внедрить бригадный метод работы и таким образом мотивировать врачей. К слову, эту систему во многом потом перенял офтальмолог Святослав Федоров. Сегодня больные чаще всего сами предлагают и, грубо говоря, суют врачам деньги: то ли от страха, то ли от нашей грустной традиции задобрить доктора, чтобы тот лучше лечил. Профессионал никогда не навредит пациенту, даже если ему не дадут денег. Это аксиома. За такую медицину, как наша, уже много лет и больно, и стыдно».

Ничего не остается, как заниматься профилактикой

Киевлянам хорошо известно, что в медицинских учреждениях столицы на протяжении нескольких лет приходится «добровольно-принудительно» платить взносы в так называемые благотворительные фонды. Идея наполнения бюджета, как известно, принадлежала лично заместителю мэра столицы Ирэне Кильчицкой. Два года назад слишком непокорные и порядочные врачи, которые категорически не захотели принять эту систему, разработанную менеджерами горгосадминистрации, были уволены. Медики крупнейших стационаров столицы признались «ВВ», что даже если вынужденно и брали деньги с больных, то 15% «откатов» в качестве оброка уходило в Городское управление здравоохранения. Более того, любые взносы пациентов должны были тщательно фиксироваться, поскольку они проверялись чиновниками КГГА. Причем именно они «спускали» рекомендуемые ежемесячные суммы, которые нужно было отправлять «на верх». Сегодня этой особой формой «пожертвований» в медицине вплотную заинтересовался Антимонопольный комитет Украины.

Беда только, что, как считает профессор, экс-министр здравоохранения Юрий Спиженко, отличить взятку от благодарности эскулапу почему-то становится все труднее.

Коментарии

Тина Берадзе, профессор врач-психиатр:

— Недавно слушала нового министра здравоохранения. Он искренне сказал: «Денег нет, медицины, считайте, нет. Будем заниматься профилактикой». Избежать при такой ситуации взяточничества, да еще в нашей насквозь коррумпированной стране, абсолютно невозможно. Любой организм лечится в целом, комплексно. Так и в обществе: взятки в медицине нельзя побороть, не вылечив всю систему в целом.

Николай Полищук,экс-министр здравоохранения:

— Теневой оборот в украинской медицине составляет не менее 70% и в десятки раз превышает выделенные из госбюджета средства на здравоохранение. Врачебная деятельность давно сращена с бизнес-интересами фармацевтических компаний. К тому же в Украине в настоящее время недостаточно правовых основ для того, чтобы наказать как халатных врачей, так и взяточников. А среди медиков, кроме того, распространена круговая порука, потому привлечь доктора к ответственности почти невозможно. Есть еще один момент: у нас практически отсутствуют организации по защите прав пациента, нет хороших юристов, способных защищать больных.

Галина Лебединская

Источник: vvnews.info