Архив:

"Филантроп" российской культуры

22 мая 2010 года в Москве в шестой раз будет вручена Международная премия «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства. О проекте рассказывает человек, который участвует в нем с самого начала, оказывая неоценимую помощь, – председатель Совета попечителей премии «Филантроп», любимый миллионами россиян народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин.

– Юрий Мефодьевич, Международная премия «Филантроп» – это, прежде всего, творческий конкурс, но работать жюри приходится с «особыми» людьми. Скажите, тот факт, что соискатели премии – инвалиды, как-то влияет на работу жюри и как происходит отбор лауреатов?

– В нашем жюри созданы группы экспертов, которые работают в своих областях – театр, вокал, танцы, поэзия, живопись и так далее. Состав жюри и попечительского совета очень сильный. Это Иосиф Кобзон, Илья Глазунов, Игорь Лученок, Людмила Рюмина, Владислав Пьявко и многие другие. Пожалуй, большинство фестивалей и конкурсов могли бы позавидовать такому количеству уважаемых людей среди экспертов. Я должен сказать, что жюри работает ответственно. Наверное, здесь помимо высокого профессионализма играет роль еще и огромнейшее уважение к человеческому достоинству и к силе духа. Соискатели премии – очень мужественные люди. Вы знаете, их творчество и жизнь настолько трогают! В 2000 году, когда проходило самое первое вручение премии, мне понравился один музыкант, прошедший войну и еще в детстве потерявший руку. Он сочинял музыку и исполнял. Аккордеонист был потрясающий, просто виртуоз. Я должен был вручать награду, вышел на сцену, а мне навстречу идут женщина и молодой человек. Я скорее не понял – почувствовал: он не дожил. И такое за историю конкурса было не один раз... Но эти люди пришли к званию лауреата. Они преодолели себя, свои страх и боль, обстоятельства, непонимание окружающих. Преодоление – это их жизнь. Я думаю, даже уверен, что никакое лекарство не может спасти тебя от боли и продлить жизнь – только ты сам, твое внутреннее состояние. И вот они своим творчеством сами продлевают себе жизнь. Поэтому мы, члены жюри, очень серьезно подходим к своим обязанностям, очень серьезно отбираем и очень серьезно награждаем.

– Премия «Филантроп» – это не только звание лауреата, но и денежный приз. Наверное, это важно для людей с инвалидностью, которые, как правило, являются социально незащищенными?

– Да, премия «Филантроп» имеет денежный эквивалент, правда, небольшой по современным стандартам. Но для лауреатов не это самое важное. Важно для них то, что они могут приехать в Москву, увидеть свою востребованность обществом. И почти всегда, на всех церемониях и концертах, на них невозможно смотреть без комка в горле. Есть один башкирский ансамбль танца, он лауреат не только премии «Филантроп», но и других конкурсов. Представьте себе: глухие люди потрясающе исполняют массовые танцы – в коллективе 15–20 человек. Они танцуют народные пляски – очень быстрые и мощные. Вдруг выключается звук, и они танцуют без звука. Затем включается музыка, и они точно попадают в такт – все 20 человек единым движением. В зале был шок. Шок от восторга. А ведущий говорит, что, если вы будете аплодировать, они вас не услышат. Надо поднять руки и помахать ими. Когда такое происходит – это фантастика! Ты видишь людей, как будто здоровых, но имеющих недуг, который отличает их от других, и ты осознаешь, чего стоит такое творчество. Тогда возникает необыкновенное чувство единения и понимания между артистами на сцене и зрителями в зале.

– Значит, это настоящее искусство, выдающиеся достижения?

– 8 декабря 2005 года правительство России подписало постановление о включении премии «Филантроп» в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки, культуры, образования, литературы и так далее. Государство официально признало факт, что инвалиды могут быть большими артистами, художниками, поэтами. Эти люди – наши коллеги по жизни. Они очень много могут принести пользы, только нужно поддержать их. Это, наверное, и есть возрождение нормального человеческого отношения друг к другу.

– Нормальные человеческие отношения в обществе предполагают и благотворительность, которая, кстати, была распространена в старой России. Премия «Филантроп» – это попытка возродить былые традиции. Насколько охотно бизнес участвует в данном проекте?

– Благотворительность пока еще не особенно развита в нашем обществе. О причинах можно говорить долго. Сегодня человек стал жестче. Я, как преподаватель театрального вуза, знаю, что сегодняшние студенты отличаются от тех, которые учились 20 лет назад. И реакция зрительного зала в целом тоже отличается от реакции людей определенного возраста. Виновата окружающая жизнь, окружающие нас обстоятельства. Своим студентам мы говорим: предлагаемые обстоятельства заставляют человека себя вести так-то и так-то. Это система Станиславского, и если ее перевести на жизнь, то предлагаемые обстоятельства сегодняшней жизни закрывают человека в «коробочку», каждый начинает думать о себе, о заработке. Теряется та русская душа, которую знают во всем мире и уважают во всем мире. Сегодняшние условия жизни очень жесткие, и часть людей уже воспитана на том, что называется «бизнес». Но, конечно, и сегодня существуют большие и малые коммерческие организации, которые помогают, и премии «Филантроп» – тоже. Генеральным партнером проекта является холдинг «ФосАгро». Он сотрудничает с фондом «Филантроп» уже на протяжении многих лет и выступает спонсором не только премии, но и других крупных благотворительных проектов.

– Что же для этого надо делать?

– Считаю, что надо благотворительность афишировать, и не только для имиджа, но и для того, чтобы повернуть общество в этом направлении. Во многих странах существует закон о меценатстве, которого у нас до сих пор нет. А он очень мог бы содействовать развитию, как сейчас говорят, социальной ответственности бизнеса. Если люди нуждаются в помощи, если благотворительная организация просит поддержки, им надо помогать, и должны быть созданы условия для этого.

– Премия «Филантроп» – это проект больше культурный или социальный?

– Я всегда говорю, что культура, образование и медицина – только они могут создать добротную экономику в государстве. Нормальная экономика создается только образованными и культурными людьми. Премия «Филантроп» – это культура творческих достижений и культура человеческих взаимоотношений. Она учит нас правильному взгляду на человека и его возможности, пониманию истинных ценностей жизни, а значит, она «образует» нас. Я уже говорил, что премия «Филантроп» – лучшее лекарство, продляющее жизнь. Вот и медицина. Безусловно, это и социальный проект, и политический, который, как никакой другой, связывает тесными партнерскими отношениями власть, бизнес и общество. Он направляет их общие усилия на то, чтобы сделать жизнь инвалидов, которые составляют значительную часть населения, полноценной, насыщенной и полезной для всего человечества. Получается, что премия «Филантроп» уникальна по своей сути и всеобъемлюща по своему воздействию на общество.

– Уже не один раз гала-концерт лауреатов премии «Филантроп» проходил в Малом театре, художественным руководителем которого вы являетесь. Почему?

– Мы – традиционный русский театр. И в традициях русского человека всегда были глубокая духовность и деятельное сострадание. Это главное! Кроме того, Малый театр – сокровищница нашей культуры, хранящая ее истоки и преумножающая богатства, а Международная премия «Филантроп» – это достижение российской и мировой культуры.

Анна Демидова

Источник: tribuna.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ