Архив:

Лыжник на бобах

Воспоминания о том, как победы российских паралимпийцев в Ванкувере лечили души болельщиков, растерзанные неудачами наших спортсменов на Олимпиаде, ещё свежи, как цветы в букете на следующий день после торжества… К тем новостям из Канады житель посёлка Шаля Дмитрий Крамаренко прислушивался с особым вниманием.

Для него имена Ирека Зарипова и Сергея Шилова были не только предметом гордости. Наверняка шалинец представлял себя на их месте. А пока… Пока укладывал так называемый боб на заднее сидение автомобиля с ручным управлением и направлялся на лыжную базу ДЮСШ. Здесь за два года уже привыкли к виду не совсем обычного лыжника. Дело в том, что у молодого человека нет обеих ног, и на лыжах его удерживает конструкция, чем-то напоминающая невысокий стул, называемая бобом.

Жизнь после ВТЭК

ВТЭК — врачебная трудовая экспертная комиссия или медико-социальная экспертиза (МСЭ), дающая заключение об инвалидности граждан.

Когда в результате несчастного случая 27-летний мужчина лишился обеих ног, далеко не сразу свыкся с таким положением. Даже выполнение нехитрых бытовых дел стало проблемой, не говоря о прочем. Только одному ему и известно, с какими невесёлыми мыслями пришлось коротать первую зиму в стенах дома. На улицу не выйти — протезов не было.

Телевизор порой было уже невыносимо смотреть — там была жизнь, ставшая недоступной для инвалида. Чтобы отвлечься, попробовал свои силы в работе с берестой, но чего-то его изделиям не хватало для того, чтобы утвердиться на рынке. Поэтому когда в Шалинском центре занятости ему предложили пройти обучение на обувщика, размышлял недолго. Сейчас недостатка в заказах нет — вся мастерская заставлена обувью, требующей ремонта. Так что глава семьи (подрастают двое сыновей) надеется не столько на пенсию по инвалидности, сколько на свои силы.

Лыжня зовёт

Работа работой, а энергия требовала ещё и иного применения. Выход был в занятии спортом, именно спортом, а не просто физической культурой. Но тут Дмитрий столкнулся с проблемой выбора вида: командные соревнования отпали сразу — единомышленников среди земляков, оказавшихся в подобном положении, не нашлось. Что ещё доступно в небольшом населённом пункте?

Разве что штанга, но, реально оценив свои физические возможности, молодой человек понял, что приличные результаты в жиме ему показать вряд ли удастся. В этот момент Дмитрий случайно наткнулся на информацию о лыжных гонках для инвалидов. «То, что надо!» — было первым, что тогда пришло на ум. А что? Сезон для подготовки в наших климатических условиях продолжительный, лыжня, можно сказать, под боком, а то, что на лыжах прежде стоял лишь на уроках физкультуры, — не так уж и важно, ведь и техника в данном случае совсем иная, чем у обычных гонщиков.

Боб, да не тот

К счастью для Дмитрия поддержавшие его люди нашлись и в комитете по делам молодёжи, физической культуры и спорта Шалинского городского округа, и в филиале Уральского оптико-механического завода — производственном объединении «Геодеталь», и в детско-юношеской спортивной школе. Одни поддержали морально, свели с единомышленниками из областного спортивного клуба инвалидов «Родник», другие, не считаясь со временем и затратами, безвозмездно изготовили по предоставленным чертежам удерживающую раму, третьи предоставили лыжи и установили на них эту конструкцию.

Только вот то, что сгодилось для тренировок, в соревнованиях серьёзного уровня не позволяет рассчитывать на какие-либо успехи. Лыжи стоимостью полторы тысячи рублей хороши для начинающих спортсменов и любителей. Приличный же спортинвентарь меньше чем за десять тысяч не купишь. И это вопрос не престижа, а результата.

— Да, брат, такой боб тебя минут на десять назад утянет на «десятке» по сравнению с другими, — первое, что услышал Дмитрий, когда его снаряжение внимательно разглядели товарищи по команде.

Их путь лежал в Ханты-Мансийск, где с пятого по одиннадцатое апреля проходил чемпионат России по лыжным гонкам среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Последним не стать первыми?

Так и получилось. Когда позже специалист сборной Свердловской области по подготовке спортинвентаря пытался привести лыжи Дмитрия в боевую готовность, из этого у него ничего не вышло — парафин просто не впитывался в скользящую поверхность лыж.

И без этого шалинец не надеялся на то, что сможет соревноваться на равных с чемпионами и призёрами Ванкуверской паралимпиады, но то, с какой лёгкостью от него уходили не столь именитые соперники, не могло не разочаровать. И ведь чувствовал, что многим из них не уступает в личной подготовке, но… Но итоговые протоколы не перепишешь, в них Крамаренко на нижних строчках и в спринте, и на 10-километровой дистанции.

Больше всего Дмитрий переживает, что специалисты из областного спортивного клуба инвалидов «Родник» больше не поверят в его силы и не пригласят в команду (стоит отметить, что Дмитрий на чемпионате страны был единственным мужчиной — представителем региона в группе так называемых «саночников»).

Будет ли у шалинца ещё попытка, покажет время. Хотя не только оно. Но и то, окажут ли ему земляки дальнейшую поддержку, как это уже бывало. Правда, сейчас потребуется приложить больше сил и изыскать финансовых средств: на всё (включая лыжную экипировку и изготовление новой титановой рамы) потребуется порядка 25 тысяч рублей.

Последний опыт помощи местным спорт-сменам (та же отправка на мировое первенство по пауэрлифтингу уроженца Шамар Павла Швецова, где тот стал чемпионом) показывает, что людей неравнодушных среди тех, кто имеет возможность помочь материально, в Шалинском городском округе достаточно.

Необходимо помочь человеку, уже одержавшему главную победу в своей жизни — над обстоятельствами. А уж пополнить список трофеев, не всегда измеряемый в медалях и кубках, — дело чести и Дмитрия Крамаренко, и шалинцев-земляков.

Макар Сергеев

Источник: oblgazeta.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ