Архив:

По главной улице в колясках

Новокузнецкие инвалиды провели акцию “Город без барьеров - город будущего”.

По последним статистическим данным, в России число инвалидов приближается к 13-ти миллионам. Ежегодно инвалидами становятся 700 тысяч человек. В Новокузнецке сейчас проживают 40 тысяч инвалидов, то есть практически каждый четырнадцатый человек у нас имеет физические возможности ниже, чем у здоровых людей.

Удобно ли им жить в нашем городе? Равны ли они в возможности посещения официальных заведений и общественных мест, в передвижении по городу и даже в отношении чиновников и горожан?

Попытку ответить на эти вопросы сделали в минувшую среду члены Новокузнецкой городской организации ВОИ, сотрудники библиотечно-информационного центра “Крылья” городской библиотеки имени Н.В. Гоголя, будущие архитекторы - студенты Новокузнецкого строительного техникума и члены молодежного парламента города. В рамках проекта “Город без барьеров - город будущего” они (инвалиды, студенты и юные парламентарии) проехали в инвалидных колясках от администрации Центрального района до библиотеки имени Н.В. Гоголя.

...Среда, полдень, крыльцо Центральной администрации, холодный пронизывающий ветер. Журналисты, студенты, парламентарии ежатся и бегают греться в помещение ВОИ. Только колясочники стойко и слегка снисходительно ждут начала старта - почти все они участники “робинзонад” или спортсмены. Да не мерзнет пылающая энтузиазмом душа и организатор акции - заведующая БЮЦ “Крылья” Юлия Романова. Она - ведущая колясочного каравана, его комментатор и вдохновитель. Под ее натиском распахиваются наглухо запертые двери и отступают администраторы. По ходу движения Юлия рассказывает случаи из прошлого заезда.

Караван инвалидов сопровождают двое сотрудников дорожно-патрульной службы. Их покровительство помогает колясочникам без труда пересекать дорожные магистрали. Рядом с одиночными колясочниками, выезжающими из дома по делам или на прогулку, милиционеров нет. Проблемы пересечения дорог они решают сами.

Первое препятствие возникает сразу после старта - это высокие дорожные поребрики. Сопровождающие с трудом поднимают на них коляски с инвалидами, берясь по двое и по трое. Автомобили терпеливо ждут, когда мы пройдем. Без милиции было бы сложнее.

В коляски, кстати, сели двое парней-студентов и девушка - молодой парламентарий. Есть надежда, что будущие архитекторы, вкусив “прелести” передвижения на колясках, в своей деятельности обязательно станут проектировать дороги с подъездами, крылечки с пандусами и перилами, а двери - с возможностью проезда. Ну а молодые парламентарии, придя во власть, употребят ее на то, чтобы строители эти проекты исполняли.

В ЦУМе, который ждал нас впереди, один из студентов, Алеша, должен был сделать контрольную закупку.

На высокое крыльцо перед ЦУМом въехать без помощи практически невозможно. Поднятый на крыльцо помощниками, Алеша въезжает в магазин и делает покупку. Проблем почти нет. Но не так бывает, когда инвалид оказывается в магазине один.

От ЦУМа едем к гостинице “Новокузнецкая”, к кафе “Золушка”. Проезжаем мимо комплекса “Фрегат”. Возле дверей устроен пандус, но не по ГОСТу: перед ним высокий приступок и нет перил. Пандус сделан больше для “галочки”, чем для помощи инвалиду.

А у “Золушки” вообще ни пандуса, ни ступенек, лишь сваренный из железа короб перед дверьми. Вносим Мишу (он следующий покупатель) в кафе и выносим обратно на руках. Сам колясочник проникнуть в это заведение не в силах.

Следующий пункт назначения - городская администрация. Едем к ней по тротуару, выложенному шестигранными бетонными плитами. Между плитами широкие провалы. Пешеходу они почти не заметны, но колясочник пересчитывает их все своим телом. Те инвалиды, что едут в караване, - люди крепкие и неунывающие, но и им не по душе трястись по этой “стиральной доске”. Да и коляски на таких участках быстрее выходят из строя.

Возле администрации удобный, сооруженный по ГОСТу, то есть с 15-градусным уклоном, длинный пандус, по которому все легко взбираются. Все замерзли, поэтому решили заехать в здание погреться, а заодно “протестировать” его доступность. Увы, доступность оказалась близкой к нулевой. Турникеты на входе “отказались” пропускать коляски с инвалидами. Как их ни крутили, всегда какая-нибудь деталь делала проезд невозможным. Проектировщики турникетов явно не рассчитывали на то, что в это здание захотят войти инвалиды на колясках.

Неприятный осадок постарались снять работники комитета социальной защиты, вручившие участникам акции коробки с конфетами.

Надо отметить, что, как здесь, в горадминистрации, так и позже, в комитете по делам молодежи, чиновники старались встретить колясочный десант еще на подступах к своему заведению и, ответив на вопросы, отправить дальше. Понять хозяев можно: их заведения совсем не приспособлены для приема таких гостей. Юлия Романова говорит: “Ладно, эти здания старые, их строили люди со старым мышлением. Но вот выстроили рядом с администрацией новый концертный зал, и там тоже ничего для инвалидов не предусмотрели”.

В комитет по делам молодежи инвалиду попасть невозможно вовсе. Во-первых, высокое крыльцо перед входом не пускает, а во-вторых, лестница на второй этаж так крута, что и здоровому человеку по ней трудно идти. Член городского молодежного парламента Наталья Гниденко, колясочница, недавно написала заявление о выходе из него из-за невозможности попадать на заседания.

В СибГИУ решили не заезжать. В отместку за однажды услышанную здесь грубость. О ней рассказывает Юлия Романова. Студентку-колясочницу остановил в дверях охранник и спросил: “Ты зачем сюда?”. - “Я учусь здесь”, - ответила девушка. “А ты кто?” - “Я студентка”. И тогда он безапелляционно заявил: “У нас таких нет”.

До Гоголевки добрались только к четырем часам. На продвижение по не слишком дальнему маршруту ушла половина рабочего дня. И это при наиболее благоприятных условиях. Что же говорить о тех походах, которые колясочники совершают одни, без прессы, милиции и предварительного оповещения чиновников?

Юлия Романова, как и другие организаторы этой акции, надеется, что такие проезды привлекут внимание властей к людям с ограниченными физическими возможностями, что юные архитекторы в будущем вспомнят о своих путешествиях в колясках и будут предусматривать в своих проектах необходимые для передвижения колясочников устройства. Но когда это произойдет? И как инвалидам быть сейчас?

Владимир Валиулин

Источник: kuzpress.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ