Архив:

Трудности исчезают, если смело идти им навстречу

В этом году Всероссийскому обществу слепых исполняется 85 лет. Это одна из старейших организаций в области защиты прав инвалидов. О проблемах инвалидов по зрению, о том, как в дагестанском отделении ВОС их стараются решить, рассказывает руководитель отделения Хавлатип Назиргаджиев.

– На 1 января 2010 г. в нашей организации зарегистрировано 5 841 человек, - говорит он. - А вообще инвалидов по зрению в республике гораздо больше. Их около 17 тыс., в том числе более 2400 детей. У нас 12 филиалов по всей республике - во всех городах и нескольких районах. Я могу без ложной скромности сказать, что в системе защиты прав инвалидов наша организация одна из самых активных.

Мы тесно сотрудничаем с региональным отделением Фонда социального страхования по РД (РО ФСС) по вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов.

- Какую поддержку вы оказываете людям?

– Хотел бы отметить, что многие инвалиды по зрению, к сожалению, не знают, что существует федеральный перечень технических средств реабилитации, который полагается им бесплатно. Это устройство для чтения говорящих книг, электронный видеоувеличитель для коррекции слабовидения, тонометры и термометры с речевым выходом, трости. Для их получения инвалиду надо сначала обратиться по месту жительства в поликлинику, чтобы его направили в республиканское офтальмологическое бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по месту жительства. Там реабилитолог составит ему ИПР (индивидуальную программу реабилитации). Этот документ определяет те мероприятия и технические средства реабилитации, которые ему необходимы и которыми государство его должно обеспечить.

– Кто поддерживает и помогает в вашей деятельности?

– К сожалению, настоящей заинтересованности и помощи от депутатов ни Госдумы, ни местного уровня мы не встречаем. Мы обращаемся к ним регулярно по поводу поддержки нашего предприятия, но пока реальных результатов мало, точнее сказать, практически нет. Во время выборов они вспоминают о нас, чтоб заручиться нашей поддержкой, а потом забывают, впрочем, как и обо всех других избирателях. Есть и светлые стороны - недавно спонсор, пожелавший остаться неизвестным, предоставил нашей организации 500 комплектов продуктов на сумму более 750 тысяч рублей. Их получили одинокие инвалиды, семьи, в которых двое и более инвалидов и многодетные семьи. Случай, конечно, уникальный, от имени всех инвалидов выражаем ему искреннюю признательность и спасибо от сотен инвалидов из многих городов и районов республики, получивших эту существенную помощь.

– С чем связаны основные проблемы инвалидов по зрению?

– В основном это обеспечение жильем и трудоустройство. Дело в том, что со вступлением в силу нового Жилищного кодекса изменился механизм обеспечения нуждающихся граждан жильем. Если инвалид попадает в категорию нуждающихся в жилье, то его должны обеспечить социальным жильем. А это решают в каждом субъекте России местные власти. Социальное жилье у нас в республике не строится – нет средств. Ни явной, ни хоть какой-то призрачной перспективы для тех, кто нуждается в жилье, нет. Обеспечить же самостоятельно себя жильем трудно, т.к. доходов и возможностей работать меньше.

Отсюда вторая важная проблема – занятость инвалидов по зрению. Тут особенность состоит в том, что это наиболее сложная форма инвалидности, если не считать спинальных больных. Например, есть немало профессий, где бы мог работать потерявший слух человек, чего не скажешь об инвалидах по зрению. Поэтому проблема обеспеченности работой и жильем у нас острее.

В советское время у нас были предприятия в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Дербенте. Тогда наша организация процветала - мы сами строили жилье, детсады, т.е. была своя социальная инфраструктура, где работало более 700 человек. Всероссийское общество слепых даже помогало другим, в частности в строительстве Центра микрохирургии глаза Святослава Федорова. Любой желающий имел возможность трудоустроиться на предприятие общества, в том числе и выпускники специальной школы. При этом ему предоставлялось общежитие, была перспектива получить жилье. Сегодня этого нет. Мы содействуем выпускникам, которые хотят получить образование, они поступают, учатся, но потом очень часто остаются не у дел. Здоровому человеку трудно найти работу, а инвалиду тем более, потому что наша республика трудоизбыточна. Без государственной поддержки эту проблему не решить.

– А как обстоят дела с обеспечением лекарствами?

– Серьезная проблема связана с санаторно-курортным лечением и лекарственным обеспечением. По закону инвалиду следует либо отказаться, либо сохранить соцпакет, куда входят лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение. Очень трудно получить лекарства, и, не получая их, люди отказываются от соцпакета. Путевка гораздо дороже предусмотренной в соцпакете ее стоимости. Чтобы один человек поехал в санаторий, 10 должны оплатить этот соцпакет. Недаром министр здравоохранения РД заявил, что в этом году всего 9% инвалидов республики сохранили соцпакет. При этом лекарства бывают нужны, и очень дорогие. Поэтому те, кто очень нуждается в лекарствах или планирует получить путевку, соцпакет сохраняют, но большинство не могут получить, так как их очень мало, и на следующий год люди отказываются от НСУ. Я считаю, что инвалид, если хочет получить санаторно-курортное лечение, должен хоть небольшую часть оплачивать, это позволит не отказываться от соцпакета.

– Какова ситуация с обучением детей-инвалидов?

- В республике две школы для слабовидящих детей. Одна в Избербаше, а другая открылась 2 года назад в Махачкале при поддержке администрации города. Лет 10 мы добивались ее открытия. В Дагестане более 2400 детей с нарушением зрения. По просьбам родителей мы добились открытия этой школы. Там обучаются 65 детей, потому что школа пока начальная. Совершенно незрячих детей там всего несколько, и они обучаются по системе Брайля. Открытие школы - нужное и очень важное дело в обучении и реабилитации детей с проблемами зрения.

– Удобный город для жизни инвалидов комфортен и для всех остальных жителей. Как инвалидам по зрению живется в Махачкале?

– Конечно, у нас есть и проблемы общего характера, которые наиболее остро отражаются на инвалидах по зрению. Очень острая проблема для нас – это передвижение по городу: общественного транспорта нет, а пользоваться маршрутками инвалидам по зрению нереально – он не сможет определить, где ему выходить. Кроме того, очень неудобные тротуары во всех городах республики, не говоря уже о сельских улицах. Вы даже сами можете посмотреть, что происходит на улицах: незрячему даже с сопровождающим трудно передвигаться по ним. Разная высота тротуаров у каждого дома (как захотел хозяин), остановки транспорта никак не выделены. На вокзалах, автовокзалах нет специального звукового информатора, хотя во многих городах эта услуга давно действует. Также в большинстве городов РФ как минимум ступеньки объектов инфраструктуры выделены (верхняя и нижняя ступеньки) ярким отличающимся цветом. Кроме того, хотя мы ежегодно проводим «День белой трости», многие водители не знают, что такое белая трость в руках незрячего. И есть такие случаи, когда на людей с белой тростью совершались наезды. Не задумываются о слабовидящих и наши продавцы: едва различимые даже зрячими цифры на товаре затрудняют покупку. Проблем создания безбарьерной среды в республике много, и когда они будут решены, трудно сказать.

Эльвира Шамхалова

Источник: dagpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ