Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Следите за руками!

На сцене царит тишина. Если закрыть глаза, то можно забыть, что ты находишься на генеральной репетиции московского Театра «Недослов», приехавшего в Петербург с гастролями, - настолько бесшумно двигаются актеры. Во время репетиции музыку не включают, поэтому их синхронные танцы выглядят завораживающе и немного жутко. Глаза всех танцоров прикованы к окошку над зрительным залом - там хореограф Екатерина Мигицко в свете лампы на пальцах отсчитывает такт.

Не говорите за спиной у глухого!

Вдруг через весь партер раздается крик Кати Мигицко:

- Тоня, не мельчи! Если будешь опять торопиться, то я тебя убью!

Актриса Тоня не замечает возмущения своего хореографа и невозмутимо продолжает выполнять необходимые движения. Тогда Катерина выбегает на сцену и повторяет те же слова - но на языке жестов.

- Хорошо, я буду медленнее, - тут же исправляется актриса.

Чтобы найти общий язык со своими подопечными, дочке известного петербургского артиста Сергея Мигицко сначала нужен был сурдопереводчик. Потому что в Театре «Недослов» большая часть актеров глухие, лишь некоторые из них - слабослышащие и с помощью слухового аппарата могут понимать речь и музыку. Катю, выпускницу Щукинского училища, пригласила поработать с глухими сокурсница - Анна Башенкова.

- Аня меня сразу предупредила, мол, попробуй, но глухие могут тебя и не принять, - рассказывает Катерина Мигицко. - Они очень закрытые, настороженно относятся к чужакам, они взглядом «сканируют» тебя, пытаясь понять, не хочешь ли ты их как-то использовать или обидеть. Глухие обижены на слышащий мир еще со времен советской власти - тогда их просто вычеркнули из рядов «нормальных». Мне пришлось нелегко - общалась только через сурдопереводчика. Пыталась объяснить движения на пальцах, но, как только начинала показывать вращения, крутилась сама, актеры теряли мои пальцы из виду, тут же сбивались... На первой же репетиции стала в голос разговаривать по мобильному телефону - все равно же никто не услышит! Но оказалось, что именно в этот момент на сцене была слабослышащая девушка, и мой разговор ее сильно отвлекал. Это стало для меня уроком. Теперь без необходимости мы «за спиной» у глухих ничего не говорим. Поначалу я чувствовала себя с этими жестикулирующими людьми беспомощной иностранкой. Через полгода выучила некоторые самые необходимые жесты, но чтобы овладеть их языком, мне понадобилось года три.

То актер, то грузчик в супермаркете

«Недослов» - один из двух в России театров, где работают неслышащие актеры. Работают на чистом энтузиазме - как сами глухие, так и их «нормальные» художественные руководители.

- Наше государство считает глухих инвалидами, не дает им никаких шансов, - с болью говорит режиссер «Недослова» Анна Башенкова, сама выросшая в семье глухих родителей. - Наш театр существует уже семь лет, но собственного здания у нас нет. Слишком дороги в Москве квадратные метры... Иногда мы получаем гранты, но их не хватает, чтобы обеспечить зарплату актерам. Поэтому большинство из членов труппы трудятся не по специальности - в «Меге», «Ашане», таскают тележки, работают кассирами, курьерами. Ведь у каждого семьи, которые надо кормить. Поэтому иногда бывает сложно собрать всех на репетицию.

Кстати, и Аня Башенкова, и Катя Мигицко в своей «обычной жизни» - востребованные столичные артистки. Катя работает в «Ленкоме», а Аня - в Театре Армена Джигарханяна.

- Нас все считают безумными, - смеется Аня. - Даже сами глухие. Они говорят: ну и зачем вы с нами возитесь, лучше бы снимались в кино, зарабатывали деньги и славу! Но мы не можем их бросить, они уже как будто наши дети. А отдачу мы получаем после спектаклей - когда к нам со слезами на глазах подходят родители актеров: «Мы не узнаем наших детей!» Они не верили, что их ребенок-инвалид сможет даже высшее образование получить, не говоря уж о том, чтобы реализоваться в творческой профессии.

Шелест ветра - как мурашки по коже

В спектаклях «Недослова» очень много танцев - глухие выкладываются по полной, их пластике может позавидовать любой профессиональный танцор.

- Но сначала им нужно объяснить, как звучит та музыка, под которую надо будет танцевать на сцене, - рассказывают режиссеры. - Понятно, что каждую мелодию раскладываем на такты, чтобы потом они могли про себя отсчитывать «раз-два-три-четыре» и делать движения синхронно. Но еще надо объяснить, какое настроение, какую эмоцию выражают определенные звуки. Мы за несколько лет стали настоящими поэтами! Например, как объяснить шум ветра? Показываем, как листва дрожит, как бегут волны по воде. Или как мурашки по коже. Если тревожная музыка - я говорю: представьте, что вороны на вас налетели, кружится стая черных птиц. Иногда объясняем так: эти звуки должны вызывать раздражение, опьянение, восхищение... Ведь мы посредники между музыкой и артистами. Как мы музыку услышим, так они и будут танцевать.

Во время репетиций глухота артистов даже бывает удобна - пока те репетируют определенные сцены, режиссеры экспериментируют со светом, громко переговариваются, обсуждая, насколько удачна та или иная мизансцена. Музыка включается и выключается, звукорежиссер ругается с режиссером по свету - но ничто из этого не может сбить репетирующих актеров. Они так же слаженно и эмоционально танцуют в тишине, как и под музыку. Если же режиссеры хотят дать своим подопечным указания, то они подходят к сцене и машут руками, привлекая внимание.

- Я так привыкаю за время репетиций разговаривать жестами, что потом сложно перестроиться, - смеется Катя Мигицко. - Начинаю в метро махать руками, только потом понимаю, что можно и голосом сказать. Правда, иногда от общения с глухими устают глаза - как уши иногда устают от громкой музыки. Ведь надо всегда смотреть на них, следить за мельчайшими жестами...

Весь спектакль отстучали на ладони

Театр «Недослов» ездил на гастроли в США и Канаду - как признаются сами актеры, это стало для них откровением.

- Там к глухим относятся как к нормальным людям, просто разговаривающим на другом языке, - говорит Анна Башенкова. - Во время одного из спектаклей в Бостоне мы были шокированы - на спектакль пришли слепоглухонемые. А рядом по обе руки от них сидели двое переводчиков, держали своих подопечных за руки и специальным «тактилем» (язык для слепоглухонемых) отстукивали им на ладони весь спектакль! После представления одного из таких зрителей подвели к нам, и он передал через переводчика, что в восторге от постановки.

- В Америке странные зрители, - рассказал актер театра Алексей Раев. - Они ведут себя, как в кинотеатре: кладут ноги на соседние кресла, едят. Но им очень нравятся наши спектакли, видно, что американцы истосковались по нормальному искусству. Там хорошо работать, но жить я бы в Америке не хотел. Эти их улыбки - они насквозь лицемерные. На языке мед, а под языком лед.

- Кстати, глухие гораздо быстрее нашли общий язык с американцами, чем мы, - говорит Катя. - Пока мы пытались вспомнить английские слова, актеры жестами объясняли, куда нам надо пройти и чего мы хотим. Они в Америке нас практически за ручку водили.

«Если начну слышать, сойду с ума»

Если спросить у глухого артиста, хочет ли он, чтобы ему вернули слух, то он, как ни странно, скорее всего, ответит отрицательно.

- Мир тишины очень комфортный, мне самой в детстве трудно было из дома моих глухих родителей попасть в громкий мир школы. Все время хотелось обратно, - вспоминает Анна Башенкова. - А одна моя знакомая, у которой родители тоже глухие, притворялась глухой вплоть до института, только там вдруг выяснилось, что она прекрасно слышит. Сейчас есть возможность сделать операцию и поставить глухому специальный имплантат. Но моя мама, например, сказала, что если бы она сейчас обрела возможность слышать, она бы сошла с ума. Да и простые слуховые аппараты доставляют массу неудобств. Одной из наших актрис достался дорогой современный аппарат, но он был неправильно настроен - не под нее. Во время одной из репетиций она буквально вылетела из дамской комнаты с очень испуганным видом. Оказалось, она впервые услышала звук смыва унитаза - и он показался ей отвратительным.

...Кстати, некоторые зрители считают, что не надо хлопать глухим - они все равно не услышат. Но сами актеры чувствуют в воздухе вибрацию аплодисментов и очень их ждут.

Любовь Румянцева

Источник: mk-piter.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ