Архив:

С иском - для жизни

Алматинские инвалиды объявили войну учреждениям, входы в которые не оборудованы пандусами

Алматинские инвалиды объявили войну учреждениям, входы в которые не оборудованы пандусами. “Боевые действия” ведутся постоянно и небезуспешно. Юристы, защищающие инвалидов, утверждают: первые двадцать исков - это только начало широкомасштабной кампании по восстановлению прав людей с ограниченными возможностями.

Мы уже писали о том, как ветеран афганской войны Калык Таласпаев подал иск на Алматинский технологический университет за то, что не смог заехать в здание вуза на инвалидной коляске. Правда, Калык подал в суд не сам - от его имени это сделал общественный фонд “Всеказахстанский правозащитный центр” (ВПЦ), на счету которого уже два десятка аналогичных судебных исков.

Казалось бы, можно было только порадоваться тому, что за права обездоленных людей кто-то борется. Но у этого благородного начинания, как выяснилось, существует нюанс. К нам в редакцию пришли бизнесмены, обосновавшиеся в одном из торговых домов, на который от имени инвалидов подал в суд ВПЦ. Они показали иск, в котором кроме требований построить пандус значится еще и кругленькая сумма моральной компенсации - 1 млн. тенге. Как утверждают бизнесмены, на инвалидах кто-то хочет элементарно заработать большие деньги. Такой вывод был сделан после того, как ответчики несколько раз пытались вызвать в суд самих людей с ограниченными возможностями (чтобы договориться с ними полюбовно), но те не являлись на заседания даже по решению судьи. Когда же предприниматели выехали по адресу одного инвалида, от имени которого был подан судебный иск, оказалось: человек с такой фамилией там просто не живет.

Мы переадресовали претензии предпринимателей к руководителю ВПЦ Гулсайран Ахметовой.

- Почему помимо строительства пандусов вы в исковых заявлениях требуете деньги?

- Сначала мы выставляли символический моральный вред в сумме 1 тенге. Тем самым мы показывали, что хотим не денег, а защиты прав. Но в ходе судебных процессов ответчики приводили такой “аргумент”: а где вообще соблюдается закон? Тогда мы и подняли сумму до 1 млн. тенге. Но там, где стороны приходили к мировому соглашению, мы останавливались на той сумме, которую ответчик может заплатить.

- Куда пойдут эти деньги?

- Они будут переведены либо на счет Общества ветеранов войны в Афганистане, либо на счет самого инвалида.

- Приемку здания утверждает ГАСК. Почему же вы делаете виноватым бизнесмена или вуз?

- Возможно, в этом и есть доля правды. Но претензии к ГАСК мы будем предъявлять отдельные. Законодательная норма о необходимости строительства пандусов существует с 1991 года, и с тех пор у нас начали их строить. И даже если владельцы здания не руководствовались нормами, то надо хотя бы прислушаться к здравому смыслу: зачем строить пандус, по которому не то что подняться - даже скатиться без риска для жизни невозможно? По нему не то что инвалид, а мать с ребенком коляску не прокатит! Строить пандус надо было не для того, чтобы отвязались, а чтобы он реально помогал!

У самого здания департамента ГАСК такой пандус, что туда ни одна коляска не заедет. У нас на этот счет даже есть видеосъемка: с пандуса скатывается не только коляска, но на нем не может удержаться и сопровождающий ее человек.

- Почему вдруг именно вам пришла идея судиться за инвалидов

- Наш центр организован с целью оказывать правовую помощь и давать бесплатные юридические консультации незащищенным слоям населения. Инвалиды - одна из таких категорий. К нам обратились Общество инвалидов войны в Афганистане и Алматинское городское общество инвалидов, лидер которого Али Аманбаев рассказал, что его усилиями аэропорт Алматы на 80 процентов был приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Только Аманбаев добивался этого года два. А я предложила: есть более быстрый способ - суд. Вот мы и обратились туда с требованием выполнять законодательство (которое обязывает все общественные учреждения иметь пандусы и другие приспособления для удобства инвалидов. - В.Б.).

- На кого вы уже подали в суд?

- На магазины, торговые дома, лечебные учреждения, аптеки и учебные заведения. По данным алматинских “афганцев”, из 3,5 тыс. зданий южной столицы проверенных на предмет доступности для инвалидов, только 10 процентов отвечают всем требованиям.

- Каковы первые результаты вашей деятельности?

- Мы сразу пришли к мировому соглашению с Казахстанско-Британским техническим университетом: они признали, что у них есть нарушения. Мировое соглашение подписано с торговым домом “Дукат”. Решение в нашу пользу вынесено по иску к Алматинскому технологическому университету, стоматологическому колледжу.

Виктор Бурдин

Источник: zakon.kz