Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Рукодельная тактильная книга

В Челябинской области насчитывается более 19-ти тысяч детей, имеющих проблемы со зрением, от легкого нарушения до тотальной слепоты. Воспитать ребенка с ограниченными физическими возможностями тяжело, еще тяжелей, когда нет специальной литературы для слабовидящих и слепых дошколят.

Пару лет назад в Челябинской областной библиотеке для слепых вообще не было тактильных книг для детей, с помощью энтузиастов теперь в фонде библиотеки появились эксклюзивные рукотворные издания.

О том, как делаются тактильные книжки для маленьких слепых детей, корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» рассказала библиотекарь Челябинской областной библиотеки для слепых Елена Ярина.

- Елена Анатольевна, что такое тактильная книга?

- Тактильная книга - это разноцветная книга, предназначенная для слепых и слабовидящих детей. В книге содержится обычный плоскопечатный и брайлевский тексты, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами с помощью объемных или полуобъемных иллюстраций.

- Какую роль играют книги в жизни незрячих детей?

- С помощью таких книг ребята учатся читать по Брайлю, познавать мир, у них развивается мелкая моторика рук.

- Почему созданием тактильных книг для детей занимаетесь вы, ведь в стране существуют издательства?

- К сожалению, в России нет ни одного издательства, выпускающего адаптированные книги для слабовидящих и незрячих детей. За массовое производство пока никто не берется. Конечно, есть книжки-игрушки, но это совсем для малышей, они больше подойдут для здоровых детей.

Таким образом в возрасте, когда ребенок начинает познавать мир, дети с ограниченными возможностями остаются в информационном вакууме. Ведь ни для кого не секрет, что дети воспитываются на сказках. Сказки помогают в развитии интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), а также влияют на эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

- Таким образом, вы пришли к тому, что нужно делать тактильные книги?

- Придя в библиотеку, я поняла, чего здесь не хватает - детских тактильных книг. Я решила восполнить этот пробел, мы обсуждали вопрос с директором Челябинской областной библиотеки для слепых Натальи Антроповой.

Я закончила курсы при Челябинском государственном педагогическом университете («Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения»), сама прочитала массу литературы на тему создания тактильных книг.

- А кем вы работали раньше?

- До этого трудилась в системе дошкольного образования, занималась с детьми в логопедической и коррекционной группах детского сада, среди них были и слабовидящие ребятишки.

- Занятия с детьми, судя по количеству игрушек в вашем кабинете, вы не оставили...

- Да, сейчас в библиотеке слепых также занимаюсь с ребятами в мультимедийном сенсорном детском центре при Челябинской областной библиотеке для слепых. Группа небольшая, но мы и не стремимся набрать как можно больше детей. Ведь к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, кто-то еще не умеет читать, у одного ребенка ДЦП и слепота, ему приходится уделять чуть больше времени.

Пока дети играют с мозаикой, шнуровками, вкладышами, мягкими игрушками и тактильными книгами, их родители находятся на «приеме» у тифлопсихолога, который рассказывает как помочь слепому ребенку адаптироваться в этом мире, как с ним заниматься, как, взяв на дом тактильную книжку, преподнести ее ребенку.

- Сколько человек к вам ходит?

- Четверо приходят заниматься в мультимедийном центре, а всего являются абонентами, берут книги на дом, читают - десять человек. Все ребята очень любознательные, книги им нравятся, постоянно просят что-нибудь новенькое, поэтому от помощи в создании рукотворных книг мы не отказываемся.

- Кто же помогает вам создавать книги?

- В 2007 году под эгидой Года чтения на Южном Урале был объявлен конкурс на создание тактильной рукодельной книги. На призыв откликнулись неравнодушные. Среди них: учащиеся первого лицея, которые сделали несколько книг после моего мастер-класса, две студентки Челябинской государственной академии культуры и искусств создали великолепную книгу, посвященную народным праздникам, ее мы планируем впоследствии озвучить (записать диск). Также несколько книг сделала профессиональная художница - Валентина Гладкова.

Люди приходят, предлагают свою помощь, я также провожу мастер-классы в различных учебных заведениях, оставляю буклеты с информацией о деятельности нашей библиотеки в офтальмологических центрах.

- Елена Анатольевна, что нужно для того, чтобы создать книгу?

- Главное желание, а материалы мы предоставим. Картон, двунитка (ткань, которой оборачивают каждую страничку), бисер, пайетки и другие материалы у нас есть. Если вдруг ваша фантазия подсказывает вам, что здесь должен быть материал, которого у нас нет, то вы можете купить его в магазине, а чек принести нам, библиотека возместит расходы.

- Наверное, есть какие-то определенные правила по созданию тактильных книг?

- Конечно, сначала нужно выбрать, какую книгу мы будем создавать, продумать, что мы будем иллюстрировать и из каких материалов. Формат может быть разный, но самый оптимальный - А4. Максимальный объем - 11 страниц. Очень важно чтобы ребенку было удобно ее держать, чтобы она была легкой, а иллюстрации хорошо крепились к страницам.

- Какие материалы используются в изготовлении книги?

- Материалы могут быть любыми, но экологически чистыми - ткань, дерево, картон, пластик, поролон, вата, металл и другие. Основные требования - прочность, безопасность, нетоксичность.

Цветовая гамма также должна быть естественной, так как у слепых (не у всех) есть «ощущение света», и, в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).

Немаловажно, чтобы иллюстрация была максимально приближена к тому из чего «состоит» объект в действительности, чтобы дать ребенку реальное представление о нем.

- Например?

- Например, возьмем героя одной из наших книг - собаку. Она покрыта шерстью, шерсть на картинке легко заменить мехом. Или дождь - его мы изображаем с помощью мелкого бисера, фольга похожа на оконное стекло. Если это возможно, используем натуральные материалы - камушки, ракушки, семена растений, ветки деревьев...

Когда ребенок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его ассоциативно приходят настоящие предметы и вещи.

- Когда мы определились с тем, как будет выглядеть наша книга, что делать дальше?

- Дальше делаем выкройки страниц из картона (края должны быть срезаны, чтобы ребенок не поранился) сшиваем двунитку в виде мешка, вкладываем туда жесткую основу и изготавливаем иллюстрации.

Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными. Предметы могут быть полуобъемными в виде аппликации или объемными (вязанные или сшитые игрушки), мы их хорошенько приклеиваем или пришиваем к страничкам с помощью шнурков, липучек, магнитов.

Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или объемный треугольник, чтобы обозначить низ страницы.

После этого страницы соединяются вместе. Лучше всего, чтобы обложка книги застегивалась на пуговицу, липучку, либо завязывалась на шнурки так, чтобы мелкие предметы не выпадали из нее.

Обязательно в книге должен быть обычный текст и текст по Брайлю. Его набираем мы сами, в библиотеке есть брайлевский принтер.

Кроме того, книжку можно озвучить.

- Каким образом?

- Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят. Например, хруст снега замечательно имитирует крахмал. А еще можно записать речь и звуки на аудио-носитель и приложить его к книге.

- Сколько времени уходит на создание одной книги?

- Каждая книга по-своему уникальна и требует индивидуального подхода к воплощению. Если задаться целью, и заниматься исключительно созданием книги, то за три дня можно сделать книгу из пяти листов. Начинать всегда тяжело, но потом втягиваешься в процесс и получаешь удовольствие, глядя на результат, и то с каким интересом ребята изучают книгу.

- Расскажите немного о том, как вы сделали свою первую тактильную книжку?

- Главное, чтобы книга была интересной. Я долго думала что выбрать, помогли мои племянники: они принесли мне несколько своих любимых книжек, одна из них идеально подходила для создания познавательной тактильной книги. Так появились «Загадки деда Мороза».

- Сколько теперь рукотворных книг в фонде библиотеки и что это за книги?

- Всего насчитывается около 25 тактильных книг сделанных своими руками. У нас есть азбука, считалочка, книжки-загадки, тактильные книги по мотивам народных сказок, сделана серия книг по стихам Агнии Барто.

- Что на сегодняшний день наиболее актуально, какие темы?

- Сейчас встал вопрос о том, то у нас нет книг классиков. Мы очень бы хотели сделать несколько книг Пушкина. К сотрудничеству приглашаются все желающие.

- Елена Анатольевна, где и когда вас могут найти потенциальные помощники?

- Приехать и получить рекомендации можно по адресу: Свердловский проспект, 58 (Челябинская областная библиотека для слепых). В будни я работаю с девяти до 18 часов, в воскресенье с 10-00 до 17 часов. Пятница и суббота выходной.

Ирина Пономарева

Источник: http://uralpress.ru/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ