Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Киевские пандусы: бессмысленные и беспощадные

В канун Дня защиты прав инвалидов корреспонденты «Багнета» выясняли, каково людям с ограниченными возможностями передвигаться по городу в инвалидных колясках. Наверное, каждый из нас, ежедневно спускаясь в метро или подземные переходы, не раз натыкался взглядом на наклонные бетонные площадки или железные рельсы, расположенные сбоку по всей длине ступенек. Такие приспособления называются пандусами.

Теоретически они устанавливаются для перемещения колясок – детских и инвалидных, а следовательно, для облегчения жизни мам с младенцами и людей с ограниченными физическими возможностями. К сожалению, только теоретически.

Увидев несколько раз пандусы, которые показались нам пригодными для чего угодно, только не для передвижения, мы решили разобраться, кто все эти штуки устанавливает, кто контролирует их количество и качество, кто несет ответственность за эти процессы, и насколько комфортно чувствуют себя инвалиды в колясках на улицах большого города.

Для начала корреспонденты «Багнета» взялись проверить, много ли в Киеве пандусов и пригодны ли эти пандусы для использования по прямому назначению. Для этого мы проехались по городу, не только отслеживая наличие или отсутствие пандуса возле важных для жизнедеятельности любого человека построек, но и оценивая на глаз: а рискнули бы мы сами выехать на такой пандус в коляске?

Результаты оказались весьма печальными. Пандусов в Киеве действительно много. Специальными наклонными площадками оборудованы практически все подземные переходы, в том числе переходы станций метро, супермаркеты, довольно много аптек, некоторые магазины, банки и другие учреждения. И, тем не менее, возникает два «но».

Во-первых, далеко не по всем колясочным съездам, на наш взгляд, можно передвигаться без риска получить травмы, а некоторыми вообще не воспользуешься при всем желании. В частности, в тех же подземных переходах очень большой наклон пандуса, часто отсутствуют заезд и перила, на многих площадках полным ходом идет стихийная торговля или лежат горы мусора. Часто встречаются урны для мусора или киоски, расположенные прямо возле въезда на пандус. Так, в одной из киевских аптек мы увидели пандус, упирающийся в витрину, а на станции метро «Льва Толстого» - в киоск. Естественно, воспользоваться такими приспособлениями по прямому назначению не получится.

Во-вторых, колясочные съезды и перила отсутствуют на ступеньках практически всех киевских многоэтажек, за исключением новостроек. Нет их и возле культурных заведений. Получается, что люди с ограниченными возможностями лишены не только возможности сходить в кино или ресторан, но и банально выехать в коляске из собственного дома.

«Я... и моя команда... молодая, что-то делаем... важное…»

В развитых европейских странах инвалиды имеют те же права и возможности, что и здоровые люди. Нормальную достойную жизнь им обеспечивает государство.

Проблемам инвалидов в нашей стране посвящено лишь множество официальных документов. В частности, Закон Украины «О реабилитации инвалидов в Украине», а также Указы Президента «О первоочередных мерах относительно создания благоприятных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями» от 1 июня 2005 года и «О дополнительных неотложных мерах относительно создания благоприятных условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями» от 18 декабря 2007 года.

Также существует Киевская городская программа «Безбарьерная среда», принятая в октябре 2004 года. Изначально эта программа создавалась для улучшения условий доступа граждан с ограниченными возможностями к социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре Киева и должна была действительно облегчить инвалидам жизнь.

Насколько осуществились планы киевских властей, в настоящее время неизвестно. Последние данные о выполнении в столице программы «Безбарьерная среда» были обнародованы пресс-службой Киевской горадминистрации еще в конце 2009 года. В сообщении говорилось, что программа выполняется, условия для передвижения инвалидов постепенно улучшаются, были названы отдельные цифры. Однако в настоящее время нет ни одного полного отчета по выполнению программы и по затратам на ее реализацию.

Чтобы узнать, сколько в Киеве на сегодняшний день людей с ограниченными физическими возможностями, в частности, инвалидов-колясочников, и как обстоят дела с выполнением программы, мы обратились в профильные управления КГГА.

К нашему огромному удивлению оказалось, что интересующей нас информации в мэрии нет, единого органа, отвечающего за программу нет, выполняется она нецентрализованно, процессы никто не отслеживает, даже точное количество инвалидов, проживающих в столице, чиновникам не известно.

Так, в ответ на наш запрос начальник главка по вопросам социальной защиты населения КГГА Татьяна Костюренко сообщила: «Предоставить информацию нет возможности, потому что за программу «Безбарьерная среда» отвечает Управление по делам женщин, инвалидов, ветеранов войны и труда КГГА и Главное управление архитектуры, а на местах районные в г. Киеве государственные администрации, а также Метрополитен, «Киевпасстранс» и другие учреждения. ГУСЗН только принимает участие в приемке объектов в эксплуатацию, если строительная организация нас приглашает и нормативы предусмотрены в ДБН 2006 года».

Мы обратились в Управление по делам женщин, инвалидов, ветеранов войны и труда. Однако и там нужной информации не нашлось.

«Учетом инвалидов, в том числе и инвалидов-колясочников, занимается Главное управление социальной защиты», - заявила Елена Оксак, заместитель начальника отдела взаимодействия с общественными организациями ветеранов и инвалидов управления.

Она рассказала, что программа «Безбарьерная среда» не имеет целевого финансирования, осваивается непосредственно в районах, и каждый район «дает столько денег, сколько может». Сколько денег дают районы, чиновница ответить не смогла.

Заставить частные предприятия в принудительном порядке устанавливать пандусы, по словам Елены Оксак, нельзя – это исключительно добровольная инициатива. Что касается государственных учреждений, то они устанавливают пандусы по мере поступления средств.

Выполнение нормативов при установке пандусов контролирует Главное управление архитектуры (мы отправили соответствующий запрос в главк архитектуры, однако официальный ответ еще не получили – ред.). В каждом районе теоретически должна работать комиссия из представителей ГУ и представителей общественных организаций инвалидов.

Мы поинтересовались у Елены Оксак, являются ли, по ее мнению, киевские пандусы безопасными для инвалидов-колясочников. Чиновница замялась, но с третьей попытки все-таки ответила: «В целом назвать их безопасными нельзя. Есть определенные проблемы, но мы их стараемся решать».

Как тут не вспомнить знаменитую фразу мэра Леонида Черновецкого «Я... и моя команда... молодая, что-то делаем... важное…». Эта фраза как нельзя лучше характеризует работу киевских властей в целом и в отношении инвалидов – в частности.

«Безбарьерности как не было, так и нет»

Чтобы узнать мнение тех, для кого программа «Безбарьерная среда», собственно, и принималась, мы обратились непосредственно к людям с ограниченными физическими возможностями.

По словам руководителя общественной организации инвалидов-спинальников «Возрождение» Ивана Марусевича, какая-то работа по внедрению программы «Безбарьерная среда» ведется, однако серьезных сдвигов на сегодняшний день нет.

«Пандусы, соответствующие всем нормам, устанавливают только в новостройках», - говорит инвалид-колясочник Марусевич. В старых домах, как и в ряде других построек, их нет.

Небольшая часть пандусов, отвечающих нормам, рассказывает руководитель ОО «Возрождение», есть в нескольких подземных переходах: «Например, удобные пандусы при реконструкции были установлены в подземном переходе на бульваре Перова, в районе Дарницкой площади. Наземные переходы с лифтами построили на Краснозвездном проспекте, на Сырце и на Петровке».

Практически недоступным, по словам Марусевича, для инвалида-колясочника остается метро. «Теоретически работники метрополитена готовы оказывать помощь инвалиду в коляске, спуская и поднимая его на отдельном эскалаторе. Но проблема в том, что инвалид до зала станции не доберется. Пандусы здесь, как правило, скользкие и абсолютно неудобные, коляску сносит. Для того, чтобы просто удержаться на этих пандусах, нужно иметь крепкое здоровье и большую силу в руках», - говорит он.

Председатель ВОО «Всеукраинский профсоюз трудоспособных инвалидов» Владимир Петровский более категоричен. «Государство декларирует, что занимается вопросами безбарьерности, а в действительности безбарьерности как не было, так и нет», - заявляет он.

К потребностям инвалидов-колясочников, говорит Владимир Петровский, не приспособлены ни государственные, ни частные учреждения. Метро, переходы, магазины, больницы, социальные службы, общественные туалеты - закрыты для инвалидов. Сейчас во многих местах начали устанавливать пандусы, но пользоваться можно лишь единицами, потому что в основном они не отвечают стандартам, а соответственно, инвалид по ним не проедет.

«Иногда складывается впечатление, что пандусы специально делают с таким большим наклоном, чтобы избавиться от инвалида. Ведь он непременно упадет с коляски, рискнув воспользоваться пандусом на ступеньках подземного перехода, например. Поэтому можно говорить, что миллионы, потраченные на массовое строительство пандусов, - выброшены на ветер», - констатирует глава организации.

К пользованию инвалидами не приспособлены образовательные учреждения. Единственное исключение - университет «Украина». Также для инвалидов закрыты киевские музеи, библиотеки, театры, кинотеатры и т.д. «Мы сделали официальное обращение к учреждениям культуры с просьбой сделать такие заведения доступными для инвалидов-колясочников - не откликнулся никто», - сокрушается Петровский.

В основном в столице устанавливают 2 вида пандусов. Первые - это пандусы, которые заливают цементом. По словам главы «Всеукраинского профсоюза трудоспособных инвалидов», они очень скользкие и не имеют фиксации, поэтому разбиться на них очень просто. Вторые - железные рельсы, которыми неудобно пользоваться инвалидам, потому что они узкие и неровные, а еще они мешают физически здоровым людям.

Владимир Петровский рассказывает, что пандусы, соответствующие стандартам, можно пересчитать по пальцам: «В частности, это въезд в Деснянскую районную госадминистрацию, Пенсионный фонд Дарницкого района, один из магазинов на Владимирской».

Еще одним негативным аспектом, говорит Петровский, является тенденция к развешиванию везде, где ни попадя, знака безбарьерности (изображение инвалида на коляске): «Например, управление юстиции Шевченковского района - здание старое, не приспособленное для инвалидов-колясочников. Однако там на каждом этаже висят такие знаки. Такой же знак я видел в маршрутке, в узкие двери которой коляска не проходит». Глава «Всеукраинского профсоюза трудоспособных инвалидов» предполагает, что знаки развешивают для того, чтобы создать видимость какой-то работы. «Достаточно удобно - повесили знак, а деньги, выделенные на реальную работу, списали. Все это цинично, нагло и бессовестно», - возмущается он.

Бесправная среда

5 мая во всем мире отмечают Международный день борьбы за права инвалидов. Этот день призван обратить внимание людей на проблемы, связанные с защитой прав людей с ограниченными возможностями.

К сожалению, можно констатировать, что права киевских инвалидов в настоящее время защищаются только на словах, а результаты работы социальных программ по обеспечению свободного передвижения людей с ограниченными физическими возможностями впечатляют разве что своей бесполезностью.

Источник: bagnet.org

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ