Архив:

Играющий в темноте

Биография Хвэна Ч'уки гораздо больше напоминает лихо закрученный сюжет кинофильма производства его исторической родины, нежели скромную историю успеха молодого американского пианиста. Слепой от рождения ребенок в пять лет был отправлен из перуанских джунглей в США учиться музыке. В шесть, подобно Моцарту, он уже давал сольные концерты.

После Истмановской школы музыки (класс Натальи Антоновой, бывшего преподавателя Петербургской консерватории) юному дарованию покорился статусный для Северной Америки Танглвудский центр, который вундеркинд окончил с большим успехом и уже под вполне англосаксонским именем Джефф Томплинсон, увенчавшим его имидж абсолютного космополита. Оставим циникам рассуждения на тему, мог ли в политкорректных Соединенных Штатах не добиться успеха юный эмигрант с ограниченными возможностями и уделим внимание музыкальной составляющей сегодняшнего концерта.

Традиционно для сольных выступлений Ч'уки-Томплинсон выбирает наиболее сложные произведения Баха, Франка, Гайдна, Рахманинова. Такой репертуар позволяет музыканту демонстрировать не только триумф таланта над недугом, но и другую свою уникальную черту - потрясающую память. Он не видит нот, соответственно, приходится запоминать чудовищного объема партитуры. При этом музыкант редко пользуется методом Бройля: он прокручивает на компьютере деленное на отрезки произведение столько раз, сколько нужно, чтобы полностью выучить его и сыграть без единой запинки. Разучивание одного произведения занимает больше месяца, но, по словам самого Ч'уки-Томплинсона, этот процесс доставляет ему не меньшее удовольствие, чем сама игра. Возможно, поэтому выступления перуанца и не стали бессмысленным, но старательным воспроизведением заученных партий. В каждый звук музыкант старается внести собственное ощущение от произведения и уже в 34 года может претендовать на обладание фирменным стилем. На конкурсах Ч'уки судят наравне с другими музыкантами, и свое отличие от них он старается не афишировать.

Именно за насыщенное звучание, которое пианист придал произведениям Шумана и Моцарта, он был награжден призом Фонда имени Святослава Рихтера. В Петербурге помимо Баха и Гайдна Хвэн Ч'уки сыграет собственную фортепианную сонату, высоко оцененную европейскими и американскими критиками. Пожалуй, единственное невозможное для Ч'уки в профессии - это игра в сопровождении оркестра: перуанец не видит дирижера.

Михаил Устинов

Источник: http://www.rbcdaily.ru/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ