Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Коляска в проходе

Кондукторы объявили войну инвалидам

В редакцию обратился житель Кургана Владимир Архангельский: почти каждая поездка в общественном транспорте для него, инвалида-колясочника, становится мукой.

В тот день 44-летний Владимир Архангельский отправился выбирать подарок для жены. Коляску везла старенькая мама, на коленях у Владимира сидел трехлетний сынишка. Подошел рейсовый автобус, Архангельский как обычно с трудом взгромоздился в салон, а мама попыталась затащить 14-килограммовую коляску следом. Владимир сел на свободное сиденье, чтобы сложить коляску и как можно меньше мешать другим пассажирам. Кондуктор потребовала оплатить 12 рублей за провоз "багажа". Владимир пытался объяснить, что коляска - это его ноги, что по закону он не должен за нее платить. И услышал: "Не нравятся правила - покиньте автобус".

- Я заплатил, но обида не давала покоя. Больше всего возмутило неприкрытое хамство. Кондуктор грубо отказалась мне сообщить свою фамилию. И что страшно - практически каждую третью-четвертую поездку на городском автобусе я слышу претензии и упреки от кондукторов: то перегородил узкий проход, то долго забираюсь по лестнице. Чем мы виноваты, что наши автобусы абсолютно не рассчитаны на людей с ограниченными возможностями? - недоумевает Владимир.

Этот случай - отнюдь не единичный. Кондукторы ссылаются на местные правила перевозки пассажиров. Чиновники, в свою очередь, кивают на Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Согласно документу, "пассажир вправе провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску". Об инвалидных колясках в законе ни слова. И хотя этот юридический казус явно противоречит федеральному закону о социальной защите инвалидов, законодатели до сих пор не устранили пробел.

- На городском уровне специального распоряжения об инвалидных колясках тоже нет. Поэтому если кондуктор требует оплатить провоз коляски - к сожалению, нужно оплачивать, - считает главный специалист комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Сергей Темняков.

Подобный ответ мы получили и от транспортного управления Кургана. При этом тот же федеральный закон дает перевозчикам право устанавливать свои нормы перевозки багажа - бесплатно и в большем количестве. Но, видимо, желания пойти навстречу инвалидам у нас до сих пор не возникало.

В итоге для многих инвалидов поездка в общественном транспорте оборачивается унижением и нервотрепкой, уверена председатель екатеринбургской общественной организации инвалидов-колясочников "Свободное движение" Елена Леонтьева:

- Особенно это касается такси: водители требуют платить за инвалидную коляску как за багажное место, - рассказывает она. - Таксист может даже отказать в поездке: мол, машину пачкать неохота.

В Европе проблема не стоит так остро. Во-первых, там развита система социального такси, во-вторых, многие инвалиды ездят на собственном транспорте. (В России, напомним, право инвалида на льготное приобретение автомобиля было аннулировано в 2005 году.) В-третьих, на Западе общественный транспорт более доступен для инвалидов: в специальных низкопольных автобусах есть центральная площадка, оборудованная ремнями безопасности, звонком для инвалидов и железной площадкой, которая трансформируется в пандус.

Низкопольный транспорт нужен не только инвалидам, но и пожилым людям, и мамам с колясками. Власти некоторых российских городов это уже осознали. Например, в Пскове и Нижнем Новгороде низкопольные автобусы ходят по расписанию. Мэр Москвы Юрий Лужков также поставил задачу к 2015 году перейти на низкопольный общественный транспорт.

Оказывается, и в Екатеринбурге была попытка ввести доступный транспорт. Но городские власти встретили инициативу без энтузиазма.

- В прошлом году Екатеринбург в большом количестве закупал общественный транспорт, однако, несмотря на обращения инвалидов, ни одного доступного автобуса власть так и не приобрела, - утверждает Елена Леонтьева. - Несколько лет назад одно частное автопредприятие закупило по лизингу шведские низкопольные автобусы, ожидая, что в конкурсе на маршруты им дадут какое-то преимущество. Однако благую идею частных перевозчиков власть проигнорировала. Компания получила не особо популярные у населения маршруты, и неудивительно, что от следующей партии низкопольных автобусов ей пришлось отказаться.

Компетентно

Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека Свердловской области:

- Вопрос, должна ли инвалидная коляска оплачиваться как багаж, возникает, когда общественный транспорт не оборудован специальными платформами для въезда в автобус в коляске и площадками, где коляска может быть безопасно закреплена и где у колясочника нет необходимости пересаживаться на пассажирское сиденье, а инвалидную коляску перевозить в сложенном состоянии.

А ведь в статье 15 федерального закона "О социальной защите инвалидов" обязанность по обеспечению беспрепятственного пользования инвалидами городским общественным транспортом возложена на органы муниципальной власти и транспортные предприятия независимо от форм собственности.

Статья 9.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры.

Если исходить из целей закона "О социальной защите инвалидов" - права инвалидов на доступную среду и обязанности власти обеспечить реализацию этого права, то оснований для претензий несколько. А именно: местные власти не организовали приобретение для города таких автобусов, чтобы инвалид самостоятельно мог заехать в автобус и находиться там в коляске. При этом другим образом эта ситуация не компенсирована: в правила перевозки пассажиров и багажа в городском транспорте инвалидная коляска не внесена как багаж, который может перевозиться без оплаты; транспортное предприятие не проинструктировало своих сотрудников об обязанности обеспечить инвалиду комфортное пребывание среди других пассажиров. Так почему же инвалид, передвигающийся в не приспособленном для него транспорте, должен испытывать дополнительные трудности и нести расходы на оплату багажа?

Очевидно, что для решения ситуации необходимо привлекать прокуратуру и просить вносить представления в адрес транспортных предприятий, к какой форме собственности они бы ни относились - частной или муниципальной.

Полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении наделены органы социальной защиты. Спросим сотрудников управлений соцзащиты: сколько протоколов за последние три года было составлено по этому поводу? Судя по тому, что по многим российским городам продолжает ходить транспорт без специальных приспособлений для инвалидов и возникают ситуации, аналогичные описанной, таких протоколов и постановлений о привлечении к административной ответственности явно недостаточно. Если сотрудники управлений соцзащиты вообще осведомлены о своих полномочиях.

Дарья Кезина

Источник: rg.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ