Архив:

Им не все равно

Последнее время мы все чаще слышем разговоры о создании специальных "поселков" и "деревень" для инвалидов. Тема будущего наших детей - действительно очень больная тема. Среди родителей детей-инвалидов бытует фраза: "я боюсь, что мой ребенок меня переживет"... Какой бы ни была наша жизнь и жизнь наших детей сейчас - это просто рай по сравнению с тем, что ждет наших детей после нашей смерти в стенах государственных учреждений, если мы ничего не изменим сейчас.

Объективная реальность в РФ на данный момент такова, что нашим детям и нам самим действительно нет места в обществе. Вернее сказать, место-то есть, но не в партере, не в амфитеатре, даже не на галерке, а где-то на заднем дворе. И все же мы пока часть общества. Я намеренно подчеркнула на данный момент, потому как не раз слышала мнения, что, мол, вот потом, "когда будет лучше", тогда можно и интеграцию, и инклюзив... А когда будет лучше? И главное - кто сделает нам "красиво"? Мой ответ - только мы сами. Другой вопрос - каким путем мы сами пойдем.

Однако попытки правозащитников и простых граждан как-то изменить нынешнюю ситуацию в стране не дают пока значимых сдвигов. Да и общая ситуация в стране настолько сложна и откровенно плачевна, что кажется - тут бы здоровым выжить, а уж те, кто болен... не взыщите, не до вас...

В этих реалиях идея создания резервации (да, именно так называются все эти поселки, деревни и т.д.) кажется оптимальной: изменить весь мир невозможно, но можно создать в нем свой маленький персональный рай и жить счастливо - так, как хочется.

Я хочу подчеркнуть, что я отлично понимаю мотивацию тех, кто голосует за резервацию. Действительно, нереально прямо завтра отвести ребенка с ДЦП в районную школу, возможно, и через 5 лет это все еще будет нереально. А мы-то живем здесь и сейчас. Быть Джордано Бруно никто не хочет, и никто не имеет права заставлять вас им быть.

Я не буду кивать на Запад. Там есть немало проблем. Я хочу просто поразмышлять.

Допустим, сейчас создаются резервации. Очень хорошие. В них есть все для инвалидов - доступная окружающая среда, реабилитация, медицина, хорошее отношение, общение. Поселок полностью автономен - в нем есть не только дома, больницы и реабилитационные центры, но и театры, магазины, досуговые центры, есть какой-то бизнес, который обеспечивает существование поселка.

У меня лично есть следующие вопросы и сомнения, которые и делают лично меня противницей подобных поселков.

- Конечно же, "поселки" не планируется обносить колючей проволокой и запрещать их жителям посещать город. Но чем больше удобств внутри поселка, тем меньше необходимости из него выезжать, тем более что город все так же не оборудован. А учитывая те прожекты, которые имеются сейчас - поселки будут строиться на значительном удалении от городов, дабы обеспечить их экологичность - эта удаленность будет являться дополнительным ограничивающим передвижение фактором.

- Будет ли город, вблизи которого открыт "поселок", обеспечивать доступную окружающую среду внутри себя? Не будут ли в итоге все инвалиды ссылаться в этот поселок?

- Что будет с городами (в плане морали и т.п.), в которых не останется инвалидов?

- Что делать тем семьям, в которых есть и здоровые дети, где им жить?

- Любая закрытая система, как известно, со временем становится источником коррупции и злоупотребления властью, также такие системы со временем начинают создавать свои законы, которые приводят к все большему и большему обособлению и отрыву от реального мира. Не превратятся ли подобные поселки в секты?

- Чисто экономически - что выгоднее: оборудование уже существующих городов или постройка "поселков"?

- В результате обособления семей с инвалидами не будет ли утеряна последняя поддержка государства, хоть и номинальная?

- Немного из области киношной фантастики, но все же: не превратиться ли внешний мир для "селян" со временем в мифического врага? И не превратятся ли "селяне" в "обитель зла" для живущих в городе? Как минимум - не возрастет ли в итоге взаимная ненависть и неприятие "на расстоянии"?

- Любое закрытое сообщество - это путь к деградации, ибо нет притока "новой крови".

- Если однажды, лет через ...цать, идея поселков все же будет признана неверной - смогут ли обитатели поселков вернуться в общество?

- Я не буду долго расписывать данный пункт моих сомнений и подозрений, просто обозначу пунктиром: Третий Рейх...

Лично в моем представлении "поселок" - это наш белый флаг. Соглашаясь на резервацию - пусть она даже будет золотой, но все же клеткой - мы капитулируем перед миром, соглашаемся с его установкой, что нам в нем не место. Поэтому подобные прожекты - это шаг назад и проявление слабости, и в чем-то даже трусости и лени. А еще это нетерпеливость. Очень, очень долгие годы "инвалидов в СССР не было". Но и на Западе (хоть я и обещала на него не ссылаться) то, что они имеют сейчас, было достигнуто не за год и не за два. Полвека. Им понадобилось полвека. Не думаю, что нам нужно будет меньше времени. И мы только в начале пути. И в самом начале мы хотим капитулировать.

Одним из мотивов создания таких поселков считается, что они создаются для совсем тяжелых детей, которым якобы все равно, где жить, им не принципиальна окружающая среда, ибо они ее не воспринимают, им главное хороший уход, лечение отношение. Выступая с таких позиций, мы, во-первых, сами создаем "кастовость" среди инвалидов. А, во-вторых, мы признаем то, что нам любят говорить "нормальные": они ж ничего не понимают, какая им разница... То есть мы сами не признаем ту самую полноценность наших детей как людей.

Создание прожектов "поселков" занимает немало сил и времени, требует немалых вложений. При этом заметьте - все это за наш счет. т.е. эти поселки отлично вписываются в существующую политику государства по неоказанию нам помощи. Аргумент "они нам хотя бы не мешают" лично для меня звучит как "спасибо, что не убили, а только ранили", т.е. - не аргумент, во-первых, а, во-вторых, это еще раз показывает, что мы встали на путь наименьшего сопротивления и в некотором роде смирения с существующей социальной несправедливостью, с которой мы вроде как собрались, наоборот, бороться..

Я лично хочу, что бы Ваня, когда нас с мужем не станет, остался бы жить там, где живет, и так, как живет: чтобы он мог гулять по городу, общаться с разными людьми, а не только с себе подобными, чтобы его просто любили, как его любим мы, чтобы ему помогали, чтобы у него были разные эмоции, разные впечатления. Я уверена, я знаю - ему не все равно.

Светлана Штаркова

Источник: svobodanews.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ