Архив:

Преодоление: инвалид на городской тропе

В Серпухове проживают сотни инвалидов, в том числе колясочников, но городская среда для них не приспособлена. Мы не слишком часто задумываемся: каково этим людям преодолевать лестницы, бордюры и просто рытвины и прочие неровности дороги. То, что для нас естественно – движение, для инвалидов – почти подвиг.

Увы, обычные граждане о двух ногах не слишком внимательны к нуждам инвалидов. Взять простой пример: транспортная стоянка у серпуховской мэрии. Под специальным знаком, означающим, что парковка предназначена только для автомобилей инвалидов, как правило, с утра до вечера стоят джипы вполне здоровых чиновников. И инвалиды, подъезжающие на своих автомобилях, вынуждены ставить машины далеко от здания администрации. Вот и председатель Серпуховского отделения Всероссийского общества инвалидов, руководитель клуба «Равные возможности» Татьяна Карзубова была вынуждена оставить машину аж у самой «России».

— К сожалению, в Серпухове не часто можно встретить место для машин инвалидов под охраной специального знака. Лично я знаю только вот это, у администрации.

— Но ведь по закону на каждой парковке, в том числе у супермаркетов, больниц, кинотеатров, спортзалов, должно выделяться не менее 10 % мест для автомобилей инвалидов!

— По закону и здания должны быть оборудованы пандусами. А на деле что?

— Прокуратура не раз предъявляла претензии к руководителям предприятий, не обеспечившим доступ инвалидов к объектам инфраструктуры и социально-бытового назначения. Скажите, к вам обращались когда‑нибудь с просьбой о консультации: как облегчить инвалиду-колясочнику доступ, скажем, в торговые центры?

— Было, но только один раз. Года два назад меня приглашало руководство торгового центра «Орбита» и впоследствии воспользовалось некоторыми моими советами. Сейчас в этом магазине созданы самые благоприятные, на мой взгляд, условия для колясочников: с улицы ведёт хороший пандус, на первом этаже есть кнопка-вызов, специальные помощники поднимают инвалида на второй этаж. То есть проблема решена цивилизованно, хоть здание не имеет лифта. Хороший подъём в «Дисконте». Отлично всё предусмотрено в «Б-классе» и в «Фамилии». Но в магазины Серпухова нам, колясочникам, попасть гораздо проще, чем в медицинские учреждения, как ни странно.

— То есть?

— Скажем, инвалиды часто обращаются в Фонд социального страхования, который находится на улице Советской в доме №80/8. Там они получают коляски, путёвки, памперсы и другие необходимые вещи для жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями. Но чтобы нам туда попасть – нужно проявить просто чудеса эквилибристики. Даже если подняться по ступенькам, то дальше – отбитые пороги, между дверьми – яма. То же самое – наша МСЭ (бывшая ВТЭК) на первом этаже дома №113 по улице Ворошилова. Очень крутые ступеньки с улицы, плохие поручни. Даже просто прихрамывающим людям преодоление такого барьера даётся с трудом. Законом установлены санитарные нормы доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, но они соблюдаются редко.

— Существующие пандусы вас полностью устраивают?

— Нет. Возьмем магазин «Квартал» (на остановке «Ул. Горького»). Туда просто невозможно проехать самостоятельно, поскольку на пандусе стоят рельсы. В них задние колёса входят, а передние нет. Я бы посоветовала всем строителям пандусы делать сплошные, поскольку коляски у всех инвалидов разные, изготовленные под индивидуальный вес и рост. А пандусы с рельсами, как правило, ориентированы на детские коляски. Кстати, одно из санитарных требований – установка безопасных и удобных пандусов и поручней. Но у нас, как правило, строители стараются сэкономить и обходятся чем‑то одним. Ставят пандус – игнорируют поручень, или наоборот. Или не ставят вообще ничего. А уж о том, что пандусы для инвалидов должны иметь шероховатую поверхность и устанавливаться под определённым углом, часто и не вспоминают.

— В нашей стране лишь с 2009 года проектировщиков зданий стали обязывать учитывать нужды инвалидов. Наверное, архитекторам трудно в одночасье усвоить все правила. Но сложнее перестроить психику. А начинать надо с того, чтобы не занимать на автостоянке место, предназначенное инвалиду, ведь так?

— Я хочу обратить внимание ГАИ: на улице Подольской, 113, у офиса Общества инвалидов вообще негде пристроить машину. Может быть, стоит провести специальную акцию – придумать и вывесить какой‑то особенный знак? Который бы заставил здорового водителя задуматься: стоит ли ему занимать место, предназначенное для людей, которым с большим трудом даётся каждое движение.

— Может, всё‑таки штрафовать чаще?

— Нет, лучше обратиться к совести людей, призвать к пониманию. И ещё: на любом форуме я поднимаю вопрос о необходимости социального такси для инвалидов. Ведь и нам хочется бывать на концертах, отдыхать в парках, посещать спортклубы. Но вот свои машины есть далеко не у каждого. В Серпухове есть лишь одна машина с подъёмником, в реабилитационном центре «Меридиан». Эта машина – на разрыв. Она работает и как социальное такси, но стоимость проезда – 250 рублей, гораздо дороже обычного такси. А как быть тем, кого нельзя перевезти в обычной машине? Даже зуб вылечить – проблема: «скорая помощь» по таким вопросам нас не перевозит.

— Однако, Татьяна, мы вас часто видим в здании мэрии, на втором, на третьем этажах. А лифта здесь нет. Как вы добираетесь?

— Благодаря моей коляске активного типа, позволяющей преодолевать барьеры. Я проходила обучение на специальных курсах. Но в Серпухове лишь около десяти человек имеют такие коляски и навык. И тут мы обозначаем ещё одну проблему передвижения инвалидов: Фонд соцстрахования ещё не до конца отработал механизм получения инвалидами таких дорогостоящих колясок. Сначала её нужно купить за личные деньги, затем сдать в Фонд пакет документов. А уж потом инвалиду возвращается затраченная сумма. В своём клубе на стадионе «Спартак» мы проводим курсы балансировки, учим инвалидов преодолению…

— А общество, в свою очередь, должно учиться преодолевать своё равнодушие к вашим проблемам.

Анна Петрова

Источник: oka-info.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ