Архив:

Узбекистанские инвалиды без пенсий и права на труд

К сегодняшнему дню десятки тысяч людей с ограниченными возможностями по всему Узбекистану уже лишены инвалидности, либо льготных 1-й и 2-й групп. Таким образом власти Узбекистана претворяют в жизнь новый способ экономии бюджетных денег.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в каждой стране, даже самой развитой, в среднем, 10 % населения являются инвалидами. Согласно этим критериям, в Узбекистане, где проживает более 28 миллионов человек, должно насчитываться около трех миллионов инвалидов.

Однако по официальной статистике в республике зарегистрировано чуть более 700 тысяч людей с ограниченными возможностями, то есть тех, кому государство выплачивает пенсии, выделяет какие-то льготы. Но, видимо, даже эта цифра оказывается неподъемной для госбюджета.

Во всяком случае, такое мнение складывается, наблюдая в последнее время за работой врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК), на которые возложены функции установления постоянной или длительной утраты трудоспособности граждан, т.е. инвалидности, причины и времени ее наступления, группы инвалидности, а также определения условий и характера труда, доступных инвалидам по состоянию здоровья, и проведение мероприятий, способствующих восстановлению трудоспособности.

Так, в начале апреля ВТЭКами только Юнусабадского района Ташкента за один день более чем у 200 человек была или полностью аннулирована инвалидность, или же людей перевели из 2-ой группы в 3-ю.

Дело в том, что на инвалидов 1-й и 2-й групп, в отличие от 3-й, распространяются некоторые льготы. Например, согласно статье 93 Налогового кодекса, строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности инвалидов 1-й и 2-й групп, не облагаются налогом.

К слову сказать, кампания по сокращению числа инвалидов ведется не только во всех районах столицы, но и по всей республике. А началась она после того, как в самом конце 2009 года был опубликован указ президента Узбекистана Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан».

Этим документом на Пенсионный фонд возлагаются дополнительные задачи и функции, в том числе, организация государственного пенсионного обеспечения граждан, назначение пенсий, социальных пособий, компенсационных и других выплат, обеспечение перерасчета размеров пенсий и других выплат в установленном законодательством порядке.

А также проведение с привлечением, при необходимости, независимых экспертов повторных экспертиз актов освидетельствования и заключений, выданных врачебно-трудовыми экспертными комиссиями.

Как рассказала на условиях анонимности сотрудница одной из ташкентских ВТЭК, именно этот параграф, в основном, обсуждался на недавно прошедшем в городском хокимияте заседании.

«В нем приняли участие не только хокимиятовские чиновники, но и сотрудники Пенсионного фонда, ВТЭКов, других медицинских учреждений, органов труда и социальной защиты населения, работники махаллинских комитетов, - рассказывает врач.

- Руководство хокимията, ссылаясь на указ президента, жестко поставило перед участниками заседания задачу: провести поголовно повторные экспертизы актов освидетельствования и заключений, ранее выданных ВТЭКами и, используя любую возможность, сократить количество инвалидов».

По словам собеседника «Uznews.net», самыми уязвимыми оказались инвалиды общего заболевания, то есть те, кто страдает диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, психическими отклонениями. Ведь внешне они не сильно отличаются от здоровых сограждан. Врачи проверяют подряд всех инвалидов 2-й и 3-й групп, и если пациент долго им не показывался, не проводил регулярного лечения – снимают с инвалидности.

«В декабре прошлого года я прошла медицинское переосвидетельствование. У меня диабет, пережила инсульт, высокое кровяное давление. ВТЭК все это подтвердила, дала заключение, что я являюсь инвалидом, - рассказывает пенсионер 2-й группы Мавжуда Гиясова, жительница Чиланзарского района Ташкента.

- И вот через три месяца меня вызвали на комиссию Пенсионного фонда. Пришлось по новой проходит медосмотр. К каждому врачу - очереди, люди волнуются. А тут еще рассказы о том, как сняли с инвалидности того или иного общего знакомого - многие в обморок падают, ведь и так здоровьем все слабые, а тут такие переживания».

Ознакомившись с заключением врачей, члены комиссии спросили 51-летнюю женщину, работает ли она. Мавжуда-опа ответила, что да, работает надомницей - ей на дом привозят заказ, и она шьет. Ведь у нее на шее пятеро детей, муж скончался от болезни несколько лет назад, а размер пенсии - всего 74 660 сумов (около $ 32).

Поэтому, хоть и тяжело, но хочется подзаработать – 40 тысяч сумов, которые она зарабатывает, не лишние. Когда ее поставили перед выбором - работа или пенсия, она, конечно, выбрала пенсию. И очень довольна, что ее оставили в покое.

«Мне сохранили пенсию, - говорит она, - потому что я постоянно наблюдаюсь у врачей. Есть их заключения, акты. Но за время проверок так устала, перенервничала, что похудела килограммов на десять. Все знакомые, кто меня видят, спрашивают, что это я так похудела? Не будешь же всем рассказывать, что это из-за комиссии».

О том, что действия комиссии Пенсионного фонда нарушают конституционные права граждан, включая и инвалидов, на труд, Мавжуда-опа и не вспоминает. Но на этом факте заостряет внимание инвалид 2-й группы житель Яккасарайского района Шухрат Касымов.

Он трудится в фирме, более 50 % штата которой составляют люди с ограниченными возможностями. Такие предприятия, согласно статье 92 Налогового кодекса, имеют льготы по уплате налогов. Так вот, члены комиссии сказали Шухрату, что если он не уволится из этой фирмы, то лишится инвалидности.

«Если я лишусь группы по инвалидности, то не буду представлять интереса для предприятия. Ведь его руководители заинтересованы во мне, как в инвалиде, благодаря которому имеют льготы по налогам, а так они просто уволят меня. Поэтому я буду стараться сохранить свою пенсию по инвалидности, - рассказывает Шухрат.

- Так же поступят и другие работающие инвалиды, и, в конечном итоге, получится так, что ни одна фирма не будет иметь в составе своих работников людей с ограниченными возможностями, а значит и пользоваться предусмотренными законом льготами. А инвалидов вынудят сидеть дома и довольствоваться мизерными пособиями. Это ли не нарушение конституционного права на труд?».

Источник: uznews.net