Архив:

Не надо меня жалеть!

Многие люди с ограниченными возможностями не раз сталкивались с жалостью к себе со стороны окружающих. Не всегда уместной и часто - не в очень приятной форме. А для многих подобное проявление жалости и вовсе является оскорбительным. Почему так происходит и что с этим делать?

Жалостливые взгляды я ловил на себе давненько, но друзья и знакомые привыкли к моему состоянию довольно быстро, а к реакции незнакомых людей я уже привык практически во всех ее проявлениях и особого внимания не обращал. Однако два года назад я попал в такую ситуацию, что даже мое флегматичное отношения к жалости чуть было не превратилось в злобное и не совсем адекватное.

Решил я как-то покататься по району в один из выходных дней, тем более, что на улице весеннее солнышко пригрело, не надо было, как зимой, прятаться в помещение от холода, да и со знакомыми поболтать хотелось, с кем долго не виделся. В квартиру ведь не к каждому можно в коляске попасть, а в парке на лавочке или в кафешке - самое то.

Но не учел я одного - в то воскресенье как раз Пасху праздновали. Когда я уже ближе к вечеру возвращался домой, то мне пришлось проезжать мимо конечной остановки автобуса, рядом с которой находится одно из городских кладбищ, а чуть дальше - церковь. Люди как раз возвращались оттуда и на остановке стояло несколько десятков человек. Когда меня окликнула какая-то старушка, я не понял, о чем она меня спрашивает и остановился, чтобы переспросить. Она ничего переспрашивать не стала, а молча положила мне на колени пару красных пасхальных яиц и горсть карамелек, после чего заявила: «Христос воскресе!». Я вспомнил о Пасхе. Ну, традиция такая, одаривать пасхальными яйцами знакомых и не очень знакомых людей. Что я, по вашему, должен был делать? Бабульку обижать не хотелось, поэтому ответил «Воистину воскресе!» ее и стал перекладывать яйца и конфеты в рюкзак, который висит у меня сзади на ручках коляски. Пока я своими корявыми пальцами пытался откинуть клапан рюкзака, ко мне подошла еще одна женщина и тоже вручила мне разноцветные яйца. Ну, а остальные уже, поняв, что все яйца я руками не удержу, стали мне их складывать в рюкзак. Сначала я отнекивался как-то вяленько, потом более настойчиво, но все это было без толку - домой я привез практически полный рюкзак яиц, конфет и орехов.

Знаете, я тогда почувствовал, что некоторые люди выражают свою жалость искренне, другие - с каким-то равнодушием, отдавая лишь дань традиции. А вот были еще и люди, которые делали это с чувством какого-то восторженного превосходства, разговаривая при этом покровительственным тоном. Не знаю, как я не сорвался тогда, но зато очень хорошо запомнил те ощущения. Если раньше я как-то равнодушно и с определенной долей иронии относился к подобным проявлениям жалости, то после того случая стал пресекать такое отношение к себе довольно жестко. Иногда - иронично, но довольно часто и на грани грубости.

Я почему то уверен, что подобные проявления жалости - это одно из следствий того, что очень уж мало людей с ограниченными возможностями полноценно интегрированы в общество, проще говоря - их мало кто из обычных людей видит на улицах, у себя на работе, в общественном транспорте, кинотеатрах, кафе и других общественных местах.

Даже если эта жалость проявляется искренне, все равно это осознанное или неосознанное проявление превосходства над тобой. Я не хочу, чтобы кто-то выражал свое превосходство надо мной, даже закамуфлированное под жалость. Тем более, что оснований для этого у большинства людей нет.

Кстати, там, где с инвалидами люди встречаются часто - по работе или в городах, где расположены санатории или реабилитационные комплексы крайне редко приходится встречаться с тем, что тебя жалеют. Там обычные люди могут нахамить, продавцы в магазине - обсчитать, не каждый в горку подтолкнет, могут даже избить или ограбить. Всякое случается, но меня это устраивает больше, чем «... бедненький, тяжко тебе, наверное?».

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ