Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Под дружеским крылом "Птаха"

Вы знаете, что такое «Птах»? Нет, это не птица, а объединение харьковских аниматоров. Одна из основных его целей - открытие в Харькове театрального центра для творческой работы с детьми, страдающими аутизмом. Это направление многие психологи называют уникальным явлением, определяя творческо-медицинским термином «куклотерапия».

Наш корреспондент встретился с преподавателем кафедры театра анимации Харьковского государственного университета искусств Ириной Цыпиной, возложившей на себя благородную миссию организатора и координатора работы объединения,

— Как вам пришла в голову идея создания «Птаха»?

— В 2006 году я входила в состав организаторов международного фестиваля «ANIMA», в рамках которого проходила акция «Куклотерапия» с участием итальянских кукловодов, рассказавших о постоянно действующей труппе актеров-инвалидов. Получив соответствующие консультации, решилась создать подобную труппу в Харькове. Понимая, что одной мне не справиться, обратилась за помощью к психологам. Нашла с их стороны понимание и поддержку. После цикла творческих уроков в гимназии для слепых получила грант на широкую реализацию этого проекта. Сегодня наше объединение тесно сотрудничает со специнтернатом №55 для детей, отстающих в развитии.

— Кто входит в состав теперь уже областного общественного объединения «Птах»?

— С ребятами от 10 до 13 лет работают молодые актеры и студенты университета искусств. Мы пытаемся раскрыть творческие способности детей, привлекая их к созданию кукол, изготовлению костюмов и масок. В процессе работы над спектаклем стараемся в игровой форме освободить от комплекса неполноценности, наличие которого подавляет и без того ограниченные возможности ребенка. Кукла становится посредником в познании окружающего мира. Кукла, созданная руками ребенка и с его помощью оживающая, позволяет решать важные коррекционные моменты: справиться с застенчивостью, агрессивностью, многочисленными невротическими расстройствами. Другими словами, — помогает понять, как между людьми выстраиваются те или иные взаимоотношения.

— Технология изготовления кукол столь же сложна, как в профессиональном театре?

— Там она не только сложная, но и дорогая. У нас все гораздо проще. Из газеты делаем три шарика — маленький, средний и большой, обклеиваем каждый малярным скотчем. Получается нечто похожее на снеговика. Затем скатываем ручки, ножки и ладим к туловищу. Заготовку обклеиваем белой бумагой, а как высохнет, одеваем и рисуем личико.

— При создании пьес вы руководствуетесь какими-то особыми принципами?

— В первую очередь учитываются особенности восприятия наших спектаклей детьми специфического контингента. Прислушиваясь к пожеланиям психологов, мы делаем спектакли-миниатюры продолжительностью не более 20 минут. Минимум слов — максимум действия. В основном это известные сказки, такие как «Колобок» или «Курочка Ряба». Нашим будущим зрителям педагоги заранее читают сказку, показывают иллюстрации, предлагают раскрасить картинки-раскраски. Психологи ведут с детьми очень кропотливую работу, потому как аутизм — это расстройство, проявляющееся в частых перепадах настроения — от агрессии до апатии.

— Ваша работа носит волонтерский характер?

— Не совсем. Минимальную оплату за свой труд мы не можем не получать, так как надо оплачивать транспортные расходы и компенсировать затраты на приобретение необходимых для спектакля материалов. Хочу надеяться, что когда-нибудь на нас обратит внимание добропорядочный меценат и поможет создать детский театр-студию. Сегодня нам ощутимую поддержку оказывают благотворительные фонды «Цветы жизни» и «Дар», а также мои замечательные студенты и помощники Анна Светличная, Александра Гладкая, Юлия Моисеенко и Глеб Савинов.

— Над чем работаете сегодня?

— Завершили постановку спектакля «Ночь перед Рождеством», адаптировав к специфическому восприятию нашим зрителем повесть Н. В. Гоголя. В Украине такой спектакль, с учетом всех особенностей и потребностей восприятия, поставлен впервые.

Александр Анничев

Источник: timeua.info