Архив:

Сергей Шилов: "Буду работать дальше. Но в другом качестве"

Сразу по прилете российской команды из Канады, где наши триумфально выступили на Паралимпиаде, корреспонденту «Труда» удалось поговорить с самым титулованным в истории паралимпийского движения россиянином. Сергей Шилов — обладатель шести золотых паралимпийских медалей, и на трассах Уистлера 39-летнему ветерану дважды удалось победить. А медалей, завоеванных им на чемпионатах мира, наверное, и сосчитать невозможно.

— Расскажите, как вы пришли в спорт для инвалидов. Во времена вашей юности о таковом вообще мало кто знал.

— С детства занимался спортивным ориентированием. Моим тренером был знаменитый в Советском Союзе специалист, знаменитый популяризатор этого вида спорта Валентин Никитин. Позже больших успехов добились многие его ученики, в том числе и его сыновья. Немалые планы в спорте строил себе и я. После школы я поступил политехнический институт. Несчастье случилось, когда мы возвращались из Эстонии, с соревнований. После дорожной аварии мои травмы были несовместимы с жизнью. Поначалу о занятиях спортом и думать было нереально — и живым я остался лишь благодаря мастерству и самоотверженности врачей. Но ног я лишился навсегда. Тут уж и никакое чудо не могло помочь.

Долгое время моим спонсором и поддержкой была только моя мама. Мой тренер Никитин как мог помогал мне. Но реально он работал в другой сфере спортивной деятельности, далекой от той ситуации, в которую я попал. Потому его помощь заключалась в основном в укреплении силы моего духа. После того как я постепенно привык к моему положению, я продолжил учебу и даже нашел возможность заниматься спортом. Сначала я занимался в институтском спортзале тяжелой атлетикой. И вскоре выступил на своих первых соревнованиях. Это был жим лежа и некоторые другие силовые упражнения.

— А какие были следующие соревнования?

— Эти тяжелоатлетические соревнования стали для меня первыми и последними. Дальше распорядилась судьба. Я отдыхал в санатории и там познакомился с людьми, от которых узнал о готовящемся пробеге Москва — Киев — Кривой Рог. Пробег на инвалидных колясках, который возглавил Дмитрий Шпаро. Для меня одним из главных итогов этого пробега стало то, что я получил в свое распоряжение спортивную инвалидную коляску, приспособленную для легкоатлетических пробегов. Так что стартовым в паралимпийский спорт для меня стал 1991 год.

— Какие на тот момент были в Пскове спортивные клубы для инвалидов?

— На тот момент, когда у меня случилось несчастье, — вообще никаких. Потом основали клуб «Оптимист». Но к тому моменту, как работа клуба набрала обороты, я перебрался в Москву. Именно из-за множества бытовых неудобств, которые не позволяли мне учиться в техническом вузе, пусть даже и в заочном, и заниматься спортом, я поступил в институт физической культуры, который находится в подмосковной Малаховке.

— Какую практическую пользу принес вам этот вуз?

— Однозначно: получил диплом, а вместе с ним право на тренерскую работу. Какие-то базовые теоретические знания я приобрел. Когда начну тренерскую работу, возможно, они мне пригодятся. Но я до сих пор был действующим спортсменом и никогда не выполнял роль играющего тренера. Так что пока никакой практической пользы в своей деятельности спортсмена-паралимпийца я не почувствовал.

— Как проходила подготовка к первой вашей Паралимпиаде?

— Право выступать за сборную СНГ спортсмены получали по серии внутренних соревнований, главным из которых считался чемпионат страны, который прошел в Брянске. Паралимпиада в Барселоне получилась первой не только для меня, но и для всех моих товарищей по сборной. До того наши соотечественники участвовали на Паралимпиадах только в категории по зрению. А в категории колясочников мы либо пытались учиться у иностранцев, либо шли методом проб и ошибок, зачастую экспериментируя на самих себе. Мы просматривали какие-то видеокассеты, которые от случая к случаю удавалось достать за рубежом. Присматривались к своим иностранным соперникам. В легкой атлетике лидерами были представители США, Канады, Германии, Швейцарии. Мы им явно уступали в классе.

— И каким оказался дебют?

— На первой своей Паралимпиаде я и мой напарник по сборной ленинградец Сергей Окулов оказались далеко сзади от лидеров. Мы даже занятые нами места не стали запоминать. Точно могу сказать — двузначные. Но мы продолжали совершенствоваться.

— А как вы перешли в зимний вид спорта?

— Я не перешел, я просто начал совмещать. Известный ныне тренер (а в те годы — начинающий в этой области спорта специалист) Ирина Громова предложила мне и Терентьеву, с которым мы тогда жили в одной коммунальной квартире, а в спортивном плане еще не имели побед на международном уровне. Ирина Александровна сказала нам, что по окончании летнего сезона имеет смысл общефизическую подготовку во время длинного зимнего перерыва заменить активными тренировками и соревнованиями, но уже на лыжне. И в течение многих лет, как минимум десяти, стратегия на такое совмещение оправдывала себя. Правда, с каждый годом это давалось все сложнее, и сейчас таких совместителей среди мировых лидеров почти нет. С годами я стал больше специализироваться на зимних видах спорта. И теперь уже для достижения успеха на зимней Олимпиаде и в летнее время нужно заниматься специализированной подготовкой. Гонять на лыжероллерах, выезжать на север на ранний снег. Если бы мы не перешли на такую узкую специализацию, сейчас в Ванкувере не было бы медалей. Правда, и в 1990-х годах не было такой возможности круглый год централизованно готовиться к лыжным гонкам. Причем за границей. Но приходится сожалеть, что нет пока возможности готовиться в России — у нас еще нет баз, приспособленных для паралимпийцев.

— А какими условия оказались в Уистлере?

— Очень достойными. У нас таких зимних спортивных объектов для паралимпийцев пока нет. Транспорт, питание, проживание — все было на уровне. Погода, конечно, подкачала и создала большие трудности для всех участников. Порой в течение одного дня были мороз и оттепель, ясная погода сменялась снегопадом и дождем. Особенно сложно было сервисменам. В течение одного дня им порой приходилось по три раза принципиально менять смазку.

— А как вы оцениваете ситуацию с Бурмистровой? Сначала позволили ей в ту же яму упасть, где незадолго до нее оказалась Майдич, а потом еще и ее дисквалифицировали.

— Я сам потом съездил и посмотрел на ту яму. К тому времени ее частично забросали снегом, соломой и еще чем-то. После падения туда можно было и покалечиться. И вполне объяснимо состояние Ани, находясь в котором она не полностью контролировала себя и сделала больше движений свободным ходом, чем положено. Хотя это нарушение на занятое на финише место не повлияло, формально судьи были правы.

— Но ведь вспомним: когда год назад Бьорндален самовольно изменил себе маршрут, его не дисквалифицировали на основании того, что существенно он себе дистанцию не сократил.

— Согласен. Налицо политика двойных стандартов, которая порой проявляется на международном уровне. Чтобы эти несправедливости в отношении нас не случались, периодически российские специалисты должны быть представлены в различных международных организациях, комитетах, комиссиях паралимпийского спорта, чтобы была возможность лоббировать наши интересы. Пока только Терентьев состоит в европейском паралимпийском комитете, и то недавно.

— Я уже несколько раз читал сообщение, что Сергей Шилов уходит из большого спорта. Не поторопились?

— Нет, имело бы смысл остаться в нынешнем моем статусе лишь в том случае, если бы я был уверен, что мне удастся в 2014 году реально претендовать на «золото» сочинской Паралимпиады. Сейчас в России подросла группа молодых лыжников-паралимпийцев, у которых через четыре года будет больше шансов на победу. В данный момент мне было бы разумнее переключиться на деятельность, которая помогла бы реализоваться нашим ведущим, более молодым паралимпийцам. В каком качестве, на какой должности я буду работать — это станет известно в ближайшее время, после того как я серьезно обсужу все детали вопроса с руководством российского паралимпийского спорта. Но на чемпионате России, который в начале апреля пройдет в Ханты-Мансийске, я собираюсь посоревноваться. Это будет мой прощальный старт.

Наше досье: Шилов Сергей Валентинович

Родился 1 октября 1970 года в г. Пскове. Занимался спортивным ориентированием, был кандидатом в юношескую сборную СССР.

Инвалидом стал после автомобильной аварии в возрасте 17 лет. Спустя три года впервые принял участие в соревнованиях среди инвалидов по пауэрлифтингу.

Потом переключился на легкоатлетические соревнования колясочников. В 1992 году в Барселоне дебютировал на Паралимпийских играх. Всего на его счету участие 10 Играх — летних и зимних. Завоевал шесть золотых медалей, в том числе две — в Ванкувере-2010.

Окончил МГАФК, позже — Дипломатическую академию МИД.

Лауреат Ордена Дружбы народов, премии ГРОСС и имени Маресьева.

Член исполкома Паралимпийского комитета России.

Семья: жена Наталья, дочь Екатерина.

Настенко Георгий

Источник: trud.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ