Архив:

В театр на инвалидной коляске

В зрительном зале вместо стульев — пуфики, принимающие форму тела, в фойе вместо ступеней и порогов — пандусы, специальный туалет и три эвакуационных выхода. На сцене оборудовано место для сурдопереводчика, а артисты четко выговаривают свои реплики только лицом к залу. Во всем остальном интеграционный Театр «Куклы», открывающийся в начале апреля, ничем внешне не отличается от других детских театров. Просто он приглашает в гости в том числе и тех ребят, которым на обычные спектакли попасть очень трудно.

На пуфиках и босиком

Первый в России детский театр для инвалидов находится не в центре Петербурга, а в нескольких минутах ходьбы от станции «Политехническая», на улице Жака Дюкло, напротив Ольгинского пруда. На первом этаже пятиэтажного жилого дома раньше располагался молочный магазин, потом боксерский клуб, а теперь будет театр. Правда, пока не то что инвалидам — даже здоровым людям трудно дойти до входной двери по узкой тропинке между огромными сугробами.

— Надеемся, что к 10 апреля, когда театр откроется, сугробы уже растают, — говорит художественный руководитель «Кукол» Тигран Сааков. — А если нет — то возьмем лопаты и расчистим.

Если не считать сугробов, то дети в инвалидных колясках могут заехать в театр без посторонней помощи — двери специально сделаны широкими, все пороги убраны или спрятаны под пандусами.

— Мы сами садились на коляски, чтобы проверить, везде ли будет удобно проехать, — говорят члены театральной труппы.

В зрительный зал можно зайти только в сменной обуви или босиком — там мягкий ковер и главная гордость хозяев театра — вместо привычных стульев в зрительном зале разбросаны разноцветные пуфики (их называют бин-бэгами), которые принимают форму тела севшего ребенка.

— Многим детям с ДЦП, например, тяжело просидеть весь спектакль на жестком стуле, — рассказала главный художник театра Ольга Петровская. — В зале помещается 50 человек. Между пуфиками мы оставляем проход, чтобы дети на инвалидных колясках могли спокойно разместиться, никому не мешать и не быть в центре ненужного им внимания. А для взрослых есть обычные стулья в последнем ряду.

Спектакль без слов

Идея создать подобный театр пришла в головы Георгия Чижова и Ольги Хохловой, когда они привели своих 7-летних дочерей в один из кукольных театров города.

— Мы стали свидетелями неприятной картины, — рассказал директор Театра «Куклы» Георгий Чижов. — Отец с ребенком-инвалидом не смог поднять его коляску на второй этаж, лифта не было, поэтому он отнес сына на руках в зал и посадил к себе на колени. К несчастному ребенку было привлечено много взглядов, причем многими появление инвалида было воспринято негативно — ведь сын сидел на коленях отца и заслонял обзор. После взглядов и шиканья соседей мальчик и его папа уже не рады были, что выбрались в театр. Мы с Ольгой проанализировали эту ситуацию и поняли, что питерским детям-инвалидам в театры путь заказан.

Георгий Чижов и Ольга Хохлова стали собирать энтузиастов, чтобы создать театр для детей с ограниченными возможностями. Потом нашли помещение, начали делать ремонт, продумывать репертуар спектаклей. Ремонт затянулся на полтора года — в основном из-за недостатка финансирования. Но там, где не мог помочь город, подключились частные лица.

— Например, есть обеспеченные люди, имеющие детей с ограниченными возможностями, — говорит Георгий Чижов. — Деньги у родителей имеются, но сводить своего «особенного» ребенка им некуда. У меня у самого сын слабослышащий, практически глухой. Ему сейчас 14 лет, и в театры он почти не ходит — ему там неинтересно, ведь он ничего не понимает. Он умеет читать по губам, но ведь актеры в обычных театрах не поворачиваются к залу во время диалогов, и слова, которые они произносят, глухому не разобрать.

Именно тогда возникла мысль сделать спектакли, которые были бы интересны и глухим детям тоже.

— У нас идут обычные постановки, которые просто сопровождаются сурдопереводом, — рассказывает Тигран Сааков. — Но два спектакля — «Мир тишины» и «Черное и белое» — рассчитаны специально на тех зрителей, которые не могут слышать. В них практически нет текста, а те слова, которые есть, актеры говорят, повернувшись лицом к публике и четко артикулируя.

Спектакль не идет в тишине — там много музыки и звуков для тех, кто их может услышать. Но музыка играет лишь второстепенную роль. Тем более что в конце зала стоит специальный динамик, который с помощью вибрации дает глухим почувствовать ритм мелодии.

На время показа — черные очки

Подобных спектаклей в Петербурге пока нет — молодые выпускники Театральной академии сами полностью придумывали концепцию. Хотя театр официально еще не открылся, но постановки уже показывали несколько раз для питомцев специализированных школ-интернатов — и детям очень понравилось.

Следующая идея труппы вообще граничит с фантастикой: поставить спектакль для незрячих детей. Такого не делал еще никто.

— Пока о чем-то конкретном рано говорить, — осторожничают в театре. — Пьеса уже есть, ее рабочее название «Добрый слон». Постановка рассчитана на небольшое количество детей — чтобы артисты могли подойти к каждому из них. Там будет очень подробный звуковой ряд, но не только — мы хотим воздействовать на те органы чувств, которые остались у незрячих. Например, будет дуть ветерок, декорации можно будет потрогать руками, если речь идет о море, то на зрителей сверху опустится кисея…

— Я еще не очень представляю, как мы сделаем спектакль, — говорит художественный руководитель. — Но ведь год назад и пьеса для глухих тоже казалась чем-то нереальным. Есть и такая идея: здоровым детям, если они будут не против, во время спектакля выдавать темные очки, чтобы они несколько минут посидели в темноте и почувствовали, как живут их незрячие сверстники.

Любовь Румянцева

Источник: mk-piter.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ