Архив:

Ирек Зарипов: Еще несколько лет назад я существовал как растение

В ближайшие дни в Кремле пройдет чествование российских спортсменов, отличившихся на зимней Паралимпиаде в Ванкувере. Накануне этого события корреспондент "Известий" пообщался с главным героем нашей команды - обладателем четырех золотых и серебряной медали Игр, лыжником и биатлонистом Иреком Зариповым.

-Ирек, еще раз поздравляем вас с отличным выступлением! Какие впечатления от Паралимпиады?

-Какие могут быть впечатления у человека, который выиграл пять медалей? Самые радужные. Да и атмосфера на этих Играх была замечательная. Канадцы здорово их провели, чего не скажешь о Турине-2006. Тогда мне показалось, что итальянцы готовились к нашему приезду в авральном порядке. От строителей осталось много грязи, из всех углов Олимпийской деревни торчали недоделки. А сейчас в Уистлере, где проходила основная часть состязаний нынешней Паралимпиады, все было на высшем уровне.

-До поездки в Ванкувер рассчитывали на такое количество наград?

-Откровенно скажу - нет. Мы с тренерами планировали побороться в лучшем случае за два золота.

-Странно слышать это от человека, который три года подряд выигрывал Кубки мира по лыжным гонкам и биатлону в общем зачете.

-Норвежец Бьорндален много сезонов подряд тоже является абсолютно лучшим биатлонистом мира, но на Играх ему не очень везет. Была вспышка в Солт-Лейк-Сити, а после этого на двух Олимпиадах он оставался без индивидуального золота. На таких соревнованиях действует много разных факторов, и главный из них - большое нервное напряжение.

-Что вам помогало сохранять спокойствие?

-Во-первых, хорошая подготовка. Восемь последних месяцев мы буквально не вылезали со сборов. Приедешь домой на три-четыре дня, немного отоспишься, поиграешь с сыном - и снова в дорогу. Могу сказать, что на осеннем "вкатывании" в сезон я пробегал по 150 километров в неделю. Такой объем работы не мог не сказаться на итоговом результате. А еще перед отъездом в Канаду мне подарили Коран. Прочитаешь вечером несколько сур, нервы успокоятся, и спишь как младенец.

-Читали по-арабски?

-Нет, до арабского я еще не дорос. Есть хороший русский перевод. Хотя вообще я не могу себя назвать религиозным человеком, пять намазов в день не совершаю. Но вера в душе есть.

-Правда, что в Уистлере вы стали весьма популярным человеком?

-Не то слово! Стоило появиться в городе, как тут же меня окружало множество канадцев. Все улыбались, поздравляли с победами, просили автограф... Даже не думал, что у паралимпийского спорта в Канаде столько поклонников. Российское общество, к сожалению, пока не доросло до такого уровня. В Европе и Северной Америке чуть ли не каждый автобус и троллейбус оборудован складной эстакадой для въезда коляски, везде есть лифты и пандусы, а у нас так называемая "безбарьерная среда" только формируется.

-Почему мы так отстаем?

-До середины 1980-х в Советском Союзе вообще официально заявляли: мол, инвалидов у нас нет. Сломать такое мышление нелегко. Наверное, поэтому до сих пор Госдума не ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая ко многому обязывает государство. Да что далеко ходить! Я и сам до аварии в 2000-м даже не задумывался о параллельном мире, в котором живут люди с физическими ограничениями.

-Свои первые шаги в паралимпийском спорте помните?

-Разве такое забудешь? Когда на мотоцикле я попал под грузовик и потерял ноги, почти три года существовал как растение. Сидел дома, ел, спал и ничего не делал. Набрал вес - 93 кг! Жил-то с родителями на пятом этаже, и возможности выйти на улицу не было никакой. Так бы, наверное, и сидел до сих пор, если бы не позвонил Рустам Баширов из городского общества инвалидов. Он предложил попробовать силы в тяжелой атлетике, а родители поддержали: "Хватит, сынок, сидеть на месте. Надо чем-то заниматься". Так потихоньку начал выходить на свежий воздух. Выиграл чемпионат Башкирии по жиму штанги, затем попытал счастья в легкой атлетике, плавании, настольном теннисе. И втянулся...

-Неужели в вашей республике так хорошо поставлен паралимпийский спорт?

-Думаю, мы в числе лидеров по стране. Есть хорошее финансирование, клубы во многих городах, специализированный центр инвалидного спорта в Белебее, школа высшего спортивного мастерства в Уфе, грамотные тренеры. Со мной занимается Амир Гумеров - в свое время он был чемпионом СССР среди юниоров, входил в сборную страны. Последние десять лет Амир Абубакирович успешно работает с паралимпийцами. Достаточно сказать, что на этих Играх мы с земляком Кириллом Михайловым выиграли десять медалей на двоих - у него три золота и два серебра.

-Как отметили ванкуверские успехи?

-Да толком и отметить-то не успел. После возвращения из Канады на родине провел только сутки. Уже на следующее утро нужно было лететь в Сочи, где нашей команде передавали флаг Международного паралимпийского комитета. Пока был дома, сын весь день с меня не слезал - соскучился по папке. В день закрытия Игр Айнуру исполнилось два года, и у мамы тоже был день рождения. Я для них напоследок серебро выиграл.

-Вас, наверное, часто спрашивают, как распорядитесь премиальными?

-Хотел бы купить просторную квартиру - благо сумма должна быть внушительная. Пока же мы втроем с женой и сыном размещаемся в однокомнатной. Правда, в нашем доме есть пандус и широкие двери. Можно без проблем подниматься в подъезд.

-А если подарят еще и джип, кто будет его водить?

-Пожалуй, я откажусь от шикарного авто, попрошу денежную компенсацию и возьму машину попроще. Я сам за рулем, вожу вазовский универсал, постоянно своими руками его модернизирую. Можно сказать, что моторы - мое хобби.

-Знаю, вы учитесь в Университете физкультуры. Хотите стать тренером?

-Так далеко в будущее не заглядываю, но к учебе отношусь серьезно. Вдруг из меня действительно получится спортивный наставник?! Пример Амира Гумерова и главного тренера сборной России Ирины Громовой, что называется, перед глазами. Пока же мои мысли только о Сочи-2014. Через четыре года нам надо достойно выступить на домашней Олимпиаде.

Что такое Конвенция о правах инвалидов?

Это документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и предусматривающий создание полноценной среды для инвалидов, обеспечение их прав на работу, медицинское обслуживание, образование и полноценное участие в общественной жизни. К середине марта 2010 года его ратифицировали 82 страны, в том числе не самые богатые Уганда, Гаити и Куба. Из стран СНГ к конвенции присоединились Азербайджан, Туркмения и Украина. В отличие от южных соседей Россия пока лишь подписала конвенцию, но ее ратификация затягивается. Несмотря на просьбы президента Медведева ускорить работу и ожидания 13 миллионов людей с ограниченными возможностями.

Борис Титов

Источник: izvestia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ