Архив:

"Мы такие же, только... лучше!"

Так, пожалуй, могли бы сказать члены российской сборной, превосходно выступившей на прошедших в Ванкувере Паралимпийских играх и в итоге занявшей первое место в мире, показав, как надо добиваться побед. После провального 11-го места на зимней Олимпиаде это был бальзам на душу любителям спорта.

Все-таки можем, когда захотим! Значит, не все потеряно! А после охов и ахов на форумах в интернете закономерно стал всплывать вопрос: а как этим людям с ограниченными возможностями живется в обычной жизни, доказывая право на нее, достойную, ежедневно?

Интересно, что успех паралимпийцев произошел ровно в завершение дискуссии об этом на телевидении и в Сети с подачи Александра Никонова. Его добавила в друзья в Живом журнале (ЖЖ) года три назад. Даже не помню, по какой причине. Совпало, видимо, некое его высказывание с моим настроем мыслей на тот момент, скорее всего, во время очередной виртуальной «войны» в интернете оказались по одну сторону баррикад. Так и остался в списке. Теперь, пожалуй, выкину из ленты друзей. Хотя и не склонна к так называемому френдоциду.

И потому, что опротивели выставляемые им в последнее время в блоге иллюстрации человеческих уродств с циничными подписями, и потому, что явил себя в реале, кстати, далеко не красавцем, но во всей своей душевной убогости в телешоу «Честный понедельник» на НТВ. Помните, разговор шел о том, что обнаруженных еще в чреве «бракованных детей» надо убивать до их появления на свет, несмотря на протест материнского инстинкта, а их родительницам, если уж ущербны генетически, чуть ли не законодательно запретить рожать. И вообще, мол, кому они нужны, эти инвалиды? Только жизнь нормальным людям отравляют, даешь эвтаназию!

Эдакий, мягко говоря, древний спартанец по взглядам: родился нездоровый ребенок – в пропасть! Выпустив из виду, правда, почему в итоге государство Спарта и крахнулось – постепенно вывелись тонко и глубоко думающие, в том числе наперед, граждане. Это факт исторический, медицинский. Ведь в их числе исчезли не только люди с ограниченными возможностями, как ныне принято говорить об инвалидах, а вообще думающие как интеллектуально развитая социальная прослойка. Представители которой, имея способности и образование, умея абстрактно мыслить и понимать, что есть слабость в разных ипостасях, по каким законам она влияет на окружающее, при каких условиях проявляется или структурно меняется, формулировать актуальные задачи и проблемы. А человек по многим позициям не совершенен, как и состоящее из отдельных особей любое общество. То есть страна естественным, эволюционным образом испарилась с античной карты мира, исповедуя грубый принцип варварства – сила есть, ума не надо.

Позже А. Никонов повторил любимые тезисы и в падкой на скандалы малаховской телепередаче «Пусть говорят» на Первом канале. Сама не видела, не смотрю ее и подобные давно – заложенная в детстве этическая матрица моя начинает сильно трещать и разваливаться, тупо вылетая из эмоциональной колеи, а жизнь короткая такая, еще и на это время тратить, в очередной раз доказывая себе не требующее доказательств. А узнала о передаче потому, что Никонов сам пожаловался в блоге: наиболее «убойные» его реплики и аргументы в защиту своего рода социал-дарвинизма в телепередаче Малахова на выходе «унасекомили».

Можно представить – какие: ведь раньше он опубликовал на эту же тему статью в газете «СПИД-инфо» под показательным заголовком «Добей, чтобы не мучился!». И начиналась она так: «Рождение в семье дебила – трагедия. А граждане рожают себе детей для удовольствия, а не для мучений. Поэтому абсолютное большинство нормальных людей сдает бракованных детей государству». Прямо как бездушные, ненужные и оказавшиеся обременительными детали некоего, по его мнению, имеющего лишь право существовать, разумно устроенного механизма. На деле примитивного, по сути ублюдочного, внешне псевдокомфортного, но на что-то очень знакомое из 30-х годов ХХ века смахивающее…

Гуманизм – как показатель культуры

После всех этих, до сих пор тлеющих дебатов в Сети довелось побывать в отделе демографии, народонаселения и развития трудовых ресурсов министерства труда Ставрополья. Поинтересовалась у А. Жуковой, руководителя отдела, что она думает по этому поводу?

Как и все действительно нормальные люди, она считает – это недостаток культуры, не говоря уже о заплесневелой черствости души. Анастасия Федоровна изучала зарубежный опыт, в частности, канадский (кстати, о Ванкувере). Что ее поразило? Там, во-первых, нет специализированных школ-гетто для условных умственно отсталых, как у нас в стране. В Ставрополе, например, тоже имеется, и номер, указанный в документах, кстати, уже диктует заранее, не оставляя люфта, отношение к ним, как к изгоям. А в других СШ, гимназиях иногда еще и грозят лентяям или хулиганам: вот отправим в ту школу – будешь знать!
Дети занимаются там по месту жительства в обычных средних учебных заведениях вместе со своими сверстниками. Участвуют в спектаклях, соревнованиях - словом, социализируются, обретают навыки поведения, учатся жить в обществе и они, и одновременно те, кто с ними рядом, привыкая к тому, что мир непрост, он разный, в нем есть другие, с которыми надо считаться.

И впитывают это с детства. Не потому ли в той же Канаде давным-давно, по сравнению с нами, те же пандусы у зданий для колясочников и въезды для них же в общественном транспорте? Там говорят: а вы уверены, что завтра с вами ничего подобного не случится? А уж мысль не пустить куда-то соотечественника с ограниченными возможностями, в ночной клуб, скажем, даже не возникает (у нас сегодня доходит до судов за выказанное унижение и пренебрежение). То же и с усыновлением – спокойно берут в семьи не совсем здоровых детей, трудоустройством – обустраивают рабочие места в цехе, конторе или на дому для взрослых, действует система государственных квот…

Понятно, что страна озер экономически более развита, у нее больше возможностей, в том числе для социальной поддержки. Но ведь и у нас они какие-никакие имеются, если этим заниматься, конечно, с душой и думать. К примеру, сейчас кризис, проблемы с безработицей – кто первые кандидаты, что называется, на вылет? Инвалиды. В 2009 году, к примеру, если уж прямо – дискриминация на рынке труда заметно выросла.

На обочине жизни

У нас квоты на рабочие места для инвалидов в крае тоже практикуются, и далеко не первый год, по словам А.Жуковой, но из-за кризиса с прошлой весны на предприятиях с численностью более ста человек обязаны предоставлять им не три, как раньше, а четыре процента мест: депутаты Госдумы СК приняли такой закон по предложению минтруда края. А по Соглашению между ПСК, Федерацией профсоюзов и региональным объединением работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» последнее взяло обязательство принимать необходимые меры для соблюдения квоты на период 2010 - 2012 годов.

Что сделано и делается? В прошлом году, по словам консультанта отдела В. Самофаловой, например, удалось заквотировать в 1130 организациях, из них сформировали банк, 11868 рабочих мест, что в 1,5 раза больше, чем в 2008-м. Увеличилось и количество работающих в счет квоты инвалидов на более чем 16 процентов. В 13 территориях в администрациях разработаны и реализуются программы содействия, в 17 – организованы специальные координационные советы, в том числе в Советском муниципальном районе, например, где и в минувшем году механизм открытия рабочих мест для инвалидов был эффективным: в 32 организациях их было создано 364, то есть «задание» выполнено на сто процентов! Можно перечислить еще Левокумский, Андроповский, Кировский, Новоселицкий… Но стоит, наверное, назвать конкретные предприятия, которые откликнулись на нужды общества: ООО «Садовое», ООО «Северное», ОАО «Завод «Радиан» Александровского, СПК колхоз имени Ленина, ЗАО «Красный Октябрь», СПК колхоз имени Николенко Арзгирского районов, санатории «Сосновая роща», «Родник», «Россия» в Кисловодке и многие другие. Изыскивают ведь возможности, находят. При содействии службы занятости края предпринимательством заняли более ста человек с ограниченными возможностями, они сами зарабатывают и приносят пользу обществу.

Но, увы, так обстоит далеко не везде. В Ставрополе, например, установленную законом квоту не выполнили в прошлом году 157 предприятий из 210, в Пятигорске 57 из 83, в Георгиевске – 16 из 29… Обычно отвечают: отсутствуют специализированные рабочие места, а создавать новые – на какие шиши? И трудно их в чем-то винить. Стимулов нет. Хотя, заметим, за это предусматриваются административные штрафы 30-40 МРОТ (сейчас его размер 4330 рублей). Но выгоднее, оказывается, штрафы платить, чем заниматься инвалидами. Штрафные же санкции тихо растворяются в бюджете… Получается, вроде и наказание государством предусмотрено, и меры как бы принимаются, а реально дело ни с места, люди как были, так и остаются сдвинутыми на обочину жизни.

А почему бы не направлять «штрафные» деньги в фонд при минтруда, как это было прежде, и на эти собранные от нарушителей закона суммы не создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями? Проводит же министерство среди подведомственных организаций конкурс, 240 тысяч рублей в 2009-м потратило на целевые премии победителям, которые идут на создание специализированных рабочих мест. Но пока, к сожалению, такого фонда нет, как и подобного ему.

…А паралимпийцев, показавших настоящий характер в Ванкувере, еще долго будут чествовать и гордиться ими. Они стали лучшими наперекор всему.

Наталья Ильницкая

Источник: vechorka.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ