Архив:

А у меня волшебные очки

У Валерия Николаевича Гнусова была в жизни большая любовь. Звали любовь - кировская школа № 15. За школу он бился, обожал ее безмерно, и в педагогических кругах одобрительно говорили о его лидерских замашках. И вдруг - школу закрыли. Так решило время. А Валерия Николаевича перевели в... начальную школу-детский сад “Хрусталик”. Для слабовидящих детей.

Сказали, что там очень воспитанный творческий коллектив и дети с непростыми диагнозами и сложными судьбами, поэтому Валерий Николаевич с его творческими планами будет там как раз на своем месте. А он свою любовь - школу № 15 - все не мог забыть. Тут следует отметить, что Валерий Николаевич носит очки - по жизни, постоянно, а не только когда читает. Поэтому все заморочки плохо видящего человека ему знакомы. И все равно он переживал.

И вот пришел он утром на новое место работы, стоит на лесенке со специальными яркими полосками, чтобы ребятишки своими слепенькими глазками могли хоть что-то различать, а мимо ведут детей с музыкального занятия. И вдруг одна девочка - у нее в очечках стекла сантиметра по три, наверное, - споткнулась и повалилась на малышей, идущих сзади. А они тоже плохо видят, и как начали падать - один за другим, и даже запищали, как слепые котята. И суровый Валерий Николаевич Гнусов неожиданно понял, что такое великая нежность. А через два дня ощутил, что такое нечаянная радость. Нежность - это когда идут мимо тебя смешные маленькие человечки и говорят тебе тоненькими голосками: доброе утро, Валерий Николаевич! А зубов-то у них впереди нет - повыпадали к школе зубы-то! А радость - это когда тебе показывают альбом с фотографиями выпускников и объясняют: это Петя Иванов, это Ваня Сидоров - оба были почти незрячими, а мы их растили, учили, лечили их глазки, и наши мальчики теперь банкиры, иногда помогают и садику, и школе. Про “хрустальную” школу разговор особый.

Революции иногда бывают полезны

Итак, матушка Вятка. 1918 год. На улице Коммуны организуют детскую площадку для большевистских детей, спустя четыре года ее переводят на улицу Степана Халтурина в купеческий дом, чтобы купчине толстопузому жизнь раем не казалась. И детская площадка становится детскими ясельками. А уж потом, через много-много лет, ясельки меняют и адрес, и профиль - на улице Милицейской, неподалеку от Центрального рынка, открывается детский сад для детей с патологией зрения. С 1992 года в пристрое начинает работать начальная школа, куда выпускники “Хрусталика” переходят почти в полном составе. 66 дошколят и 33 школьника, лечебно-коррекционные кабинеты, бассейн, спортивный и актовый залы - вот что такое начальная школа-детский сад “Хрусталик” сегодня. В сетке занятий для маленьких “хрусталят” - развитие речи, конструирование, лепка, рисование, физкультурные и музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, обучение грамоте.

А теперь о самом главном

Люди сюда обращаются в минуты отчаяния, когда врачи уже сказали свой приговор: атрофия зрительного нерва, амблиопия, оперирование катаракты, подвывих хрусталика. И главный врачебный принцип - не навреди! - тут подходит на все сто. Здесь знают, чем помочь слабовидящему ребенку. При этом сведя страдания родителей малыша к минимуму. Потому что ребенок беды своей не чует. Да, он плохо видит, у него болит вечерами голова, и порой мешают очки с толстыми стеклами - но он привык и к очкам, и к боли. В его маленьком полуслепом мире почти все такие - в очках и косенькие, как зайчата. Здесь не дразнят. Напротив - его любят и поддерживают.

Здесь на физкультурные занятия надевают специальные белые маечки с яркими кругами на спине и девочкам повязывают огромные красные банты - во-первых, красиво. Во-вторых, эти банты увидишь, даже если у тебя зрение плюс 16. То есть ты слепой. Практически слепой. Но тебе всего пять лет, и ты любишь играть, как твои зоркие ровесники. И значит, именно для тебя здесь устраивают настоящие “Пушкинские балы”, театрализованные представления, весенние праздники, новогодние утренники. Детей возят на экскурсии, куда только может пройти их желтая детсадовская “Газель”. Они поют и танцуют. Они занимают призовые места в областных конкурсах рисунка, и члены жюри не догадываются, что эти рисунки выполнялись на специальных партах, в правом верхнем уголке которых написаны инициалы ребенка и его диагноз.

Этот диагноз - для педагогов Людмилы Городинской, Натальи Чепурных, Любови Гуриной и других, которые не хуже офтальмологов научились произносить мудреные слова вроде “синаптофор” и “офтальмоскоп” и расскажут о достижениях волшебных очков профессора Панкова при лечении глаукомы, астигматизма и близорукости. А еще педагоги очень гордятся, что их выпускники после четвертого класса почти полным составом уходят в массовые школы областного центра и никому не приходит в голову, что эти маленькие Знайки в огромных очках - инвалиды детства. По зрению. По зрению и по слуху. По зрению, по слуху и по соматике.

Конечно, садику и школе помогают. Управление образования во главе с Василием Михайловичем Кощеевым откликается по первой просьбе, потому что финансирование повсюду подушевое, а в “Хрусталике” этих душ немного, значит, и финанисирование невелико - надо поддержать. Городская дума “забила” в бюджет 900 тысяч рублей на переоборудование столовой, а шесть ее депутатов - Иван Строй, Юрий Гусев, Ольга Соболева, Александр Камышев, Владимир Евдокимов и Алексей Шутов - подарили полмиллиона рублей на приобретение мебели в группы и классы. Теперь директор мечтает о хорошей спортивной площадке и всяких развивающих прибамбасах от фирмы “Юником”, но стоят эти трансформеры-машинки и чудо-городки тоже недешево.

Хотя для детей в “Хрусталике” все бесплатно - и питание, и лечение на сложных аппаратах, и обучение. Попасть в это элитное заведение тяжело: группы и классы невелики, а ребятишек с патологией зрения в областном центре, увы, много. Именно поэтому “Хрусталик” в городе известен. Тут даже не важно, что уже третий раз он значится в числе лучших образовательных учреждений области и помещен в почетный том “Лидеры XXI века”. “Хрусталик” стал лидером “всенародным” - о нем в народе говорят: вот это настоящая слава. И в жизни больных детей здесь наступает поистине новый поворот. А что касается взрослых, с ними работающих, - они убеждены, что каждый малыш - великое благо и творение Божье, а детство такое недлинное. Поэтому нужно сделать его счастливым, каждый день - добрым и радостным. Несмотря ни на что.

Ирина Кушова

Источник: vk-smi.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ