Архив:

Инклюзивное обучение в Узбекистане

Для детей с ограниченными возможностями инклюзивное образование - ключ к равноправию и успеху. Именно к такому выводу пришли в Фонде поддержки социальных инициатив (ФОПСИ), решив поддержать инициативу коалиции "Доступность" в январе 2007 года по разработке и внедрению национальной модели непрерывного инклюзивного образования в Узбекистане.

Безусловно, законодательство Республики Узбекистан обеспечивает лицам с ограниченными возможностями равные возможности в реализации своего потенциала. А право на образование гарантировано самой Конституцией. Но, тем не менее, в республике есть дети, которые не посещают школы, множество так называемых "необучаемых" детей, не посещающих общеобразовательные школы.

Но ведь их право на образование не ограничивается состоянием их здоровья. Проблему получения образования всем детям с ограниченными возможностями (ОВ) и призваны решать проекты Фонда, используя подход инклюзивного образования. Оно предполагает адаптацию образовательных систем для удовлетворения потребностей обучающихся.

Дополнительным импульсом для развития инклюзивного образования в Узбекистане стал Центральноазиатский форум с аналогичным названием, прошедший в Бухаре в рамках Республиканских игр "Специальная Олимпиада".

Участниками Форума стали более 100 делегатов из всех областей Узбекистана, представители Казахстана, Российской Федерации и Евросоюза. Они представили различные модели инклюзивного образования, обменялись опытом и обсудили перспективы развития в Центральной Азии.

Проведение подобного мероприятия способствовало эффективной реализации первого проекта ФОПСИ в области образования. Тогда в Навои, Термезе, Карши, Джизаке, Самарканде и Коканде были открыты 6 инклюзивных детских садов и 6 инклюзивных школ, где дети с ОВ воспитываются наравне со своими обычными сверстниками.

Успешному развитию проекта помогли информационная и просветительская компании, направленные на подготовку общественности и, что особо важно, родителей, детям которых предстояло учиться вместе с другими, отличными от их родных, детьми. В рамках проекта была подготовлена команда из 18 тренеров-консультантов, которые проводили семинары и консультировали родителей, детей и учителей с тем, чтобы дальнейшая интеграция детей с ограниченными возможностями в общество шла как можно естественней.

В процессе занятий благодаря уникальным методикам инклюзивного образования и индивидуальным подходам к каждому ребенку родители детей с ОВ убедились в позитивных изменениях, произошедших как со своими, так и с другими детьми с ОВ.

"Столько возможностей, сколько предоставлено в этой школе для творческого развития не только одаренных детей, но и их сверстников, имеющих отклонения в развитии, нет ни в одной другой школе города", - мнение матери ученика 2 класса М. Ташпулатовой из Самарканда.

В процессе работы над проектом возникла идея создания национальной модели инклюзивного образования для ее последующего внедрения в систему дошкольного и младшего школьного образования в Узбекистане. Для этого организованы уже 12 смешанных групп и классов в Навои, Термезе, Карши, Джизаке, Самарканде и Коканде. Увеличилось и количество бенефициариев. Их стало 6000, а было 1200.

Реализовывать проект планируется в несколько этапов, каждый из которых решает определенные задачи: от поиска пилотных детских учреждений и школ до поиска доноров и спонсоров для подготовки зданий. Здания должны быть доступными, иметь удобные пандусы, поручни и т.д.

Партнерами проекта ФОПСИ стали, кроме коалиции "Доступность" и ННО "Хаёт", Министерство народного образования, хокимияты целевых регионов.

Оценивая продвижение проекта, председатель правления Фонда поддержки социальных инициатив Баходир Умарханов отметил, что количество детей в инклюзивных детских садах и школах за один учебный год возросло в два раза. Это говорит о том, что родители детей с ОВ, поначалу не участвующих в проекте, тем не менее, наблюдали за успехами в учебе других детей. Убедившись в отличных результатах, они привели своих ребят в эти детские сады и школы.

"Главное достоинство инклюзивного подхода, на мой взгляд, в том, что дети обретают свою полноценность, находясь среди обычных ребятишек, - отмечает Б. Умарханов. - А это - гарантия того, что раскроется весь потенциал человека, поверившего в свою полезность обществу".

Источник: http://news.uzreport.com/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ