Архив:

Кто они, дети со странной судьбой?

...Когда Алиса прыгнула в кроличью нору, то попала в Страну чудес, населенную необычными существами. Когда я переступила порог Мончегорского интерната для умственно отсталых детей, тоже увидела и ощутила другой мир. Большинство людей сторонится, да что там - шарахается от подобного рода богоугодных заведений.

Наверное, далеко не всякому журналисту позволят, как Алисе из книжки, заглянуть за любую дверь. Мне довелось. Кстати, информационным поводом для знакомства стало завершение строительства нового корпуса.

Разными тропами

Можно сказать, что интернат находится у Христа за пазухой: неподалеку от храма. Действует интернат с начала 80-х, его соседство со Свято-Вознесенским кафедральным собором хочется считать неслучайным. Священнослужители в этом заведении бывают часто, все его обитатели - и детки, и взрослые - крещеные.

Не забыты они и светской властью. В шести корпусах живут 211 воспитанников: ребята в возрасте от 4 до 18 лет и молодые инвалиды - до 28. Половина обитателей нуждается в постоянном уходе. Учитывая санитарные нормативы, становилось тесновато. Возведение корпуса было начато еще до кризиса, а вот завершилось в самый его разгар.

- Даже в кризисный год ни одну копеечку из финансирования строительства не сократили, - пояснила депутат областной думы Надежда Максимова. - Наоборот, добавили с учетом возросших цен. Через комитет по социальной политике проходят все стройки и ремонты в этой сфере, и ни одно решение не осталось невыполненным.

- Мы находимся на содержании регионального бюджета, спонсоров у нас нет, - рассказывает директор интерната Ольга Погарская. - А дети у нас особенные, поэтому очень кстати новый корпус, где сможем разместить воспитанников из категории «молодые инвалиды».

Надо признать, здесь и сотрудники - люди особенные, их профпригодность определяется неисчерпаемым запасом милосердия. Больших денег в интернате не заработаешь, как поделилась Ольга Алексеевна, «доплачиваем младшему медицинскому персоналу до прожиточного минимума». В штате около 190 нянечек и примерно три-четыре десятка других сотрудников - педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, медиков, воспитателей. Думаю, и уточнять не надо, что за исключением сантехника или плотника, это женщины.

Их подопечные нуждаются в неусыпном внимании и заботе: кормление, уборка, переодевание, гигиенические процедуры. 80 человек так называемые протирочники, у которых нарушен глотательный рефлекс, и их кормят только пюреобразной пищей. Эта карусель бесконечна.

- Работаю здесь с 1994 года, - рассказывает Ольга Алексеевна. - Когда пришла, было 20-25 ребятишек, попавших в интернат по педагогическим, а не медицинским показаниям. Просто педагогически запущенные, но не умственно отсталые. Постепенно эту практику пресекли. Детки поступают к нам только по направлениям областного министерства здравоохранения.

Кто они, ребята со странной судьбой? Примерно 20 процентов - так называемые родительские дети. Из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: как правило, женщина в одиночку тянет лямку, поскольку отец уходит из семьи, когда рождается ребенок-инвалид. Мама вынуждена работать, за больным малышом зачастую смотреть некому. И если лет до семи еще как-то реально управляться с таким ребенком, то потом его домашнее содержание просто невозможно в силу специфики ухода. Вот и отдают дитя в интернат.

У других 80 процентов дела еще хуже - это либо дети-сироты, либо их мамки-папки лишены родительских прав. Конечно, есть и «отказники». Кто-то, не найдя сил нести тяжкий крест, отдает кровинку в богоугодное заведение, чтобы никогда больше не увидеть. А вот был случай, когда воспитательница, прикипев душой к девчушке, взяла ее под опеку. Неисповедимы пути...

- Знаете, люди как огня боятся встретиться с нашими детками, берегут нервы, - грустно признает Ольга Алексеевна. - Бывает, специалисты что-то ремонтируют нам по хозяйству или по делам приезжают. Мы предлагаем - посмотрите на деток, для которых вы старались. Нет, бегут опрометью вон. А еще случается, приезжают родители для оформления документов на алименты, решения прочих формальностей. Спрашиваем: «С ребенком хотите повидаться?» - «Нет-нет, ни в коем случае!».

Кстати, об алиментах. Сейчас хлопоты по их взысканию на работниках интерната. «Алименты крошечные, обычно - 200-300 рублей в месяц. У нас нет обеспеченных родителей. Большая редкость три тысячи», - рассказывают здесь. Деньги поступают на счет ребенка-инвалида и только после его 18-летия 75 процентов идут во внебюджетный фонд интерната. Питание, одежда, памперсы - все оплачивает государство.

Про детей порой говорят «цветы жизни». Этим необычным «цветочкам» суждено расти на казенном подоконнике. Чего греха таить, «подоконники» эти разными бывают - есть и такие, где ребят на ночь специально соленой селедкой кормят, чтоб мочились меньше.

В мончегорском интернате воспитанники ухожены и окружены заботой, везде безупречная чистота и, извините за деликатную подробность, никакого зловония. По мнению чиновников, устанавливающих нормативы на средства индивидуальной гигиены, инвалиду достаточно и трех памперсов в сутки. На самом деле это не так, поэтому приходится изыскивать дополнительные средства. Понимаю, не очень изящные штрихи. Однако нормальный человек знает, что помимо телевизионного гламура есть другая сторона жизни. Не зря гласит народная мудрость: судьба - хороший рубанок, может обтесать любого. Когда-то приходит пора присматривать за престарелыми родителями или, не дай бог, за больными, как эти, детьми.

Страх, что подобное может случиться и в твоей жизни, гонит людей прочь, понуждает не замечать горькую долю инвалидов. «Шел господь пытать людей в любови» - может, для испытания на человечность и есть среди нас эти «другие». Ведь до сих пор науке неясны точные причины рождения, к примеру, ребенка с синдромом Дауна. Совсем необязательно это алкоголизм родителей. Болезнь матери во время беременности? Прием сильнодействующих медикаментов? Влияние экологии? Так, после Чернобыля наблюдался всплеск рождаемости «даунят». Но, как говорят ученые, в равной мере это возможно и на зараженной территории, и в чистой зоне.

Есть версия, что пожилой возраст матери - единственный фактор риска, для которого четко установлена связь с синдромом Дауна. Эта болезнь обусловлена аномалией хромосомного набора, основными проявлениями которого являются умственная отсталость, своеобразный внешний облик и целый букет сопутствующих хворей - от косоглазия до врожденного порока сердца. Один из 800-900 малышей появляется на свет с такой патологией.

Их называют детьми солнца

Лишняя хромосома определила судьбу Сережки. Но, честное слово, он так искренне улыбался, радуясь моему приветствию, что казалось, будто солнышко выглянуло. Сережа и другие мальчики старательно трудились над аппликацией из природного материала. Эх, кабы не геномный дефект, эти 18-20-летние парни уже за девушками бегали бы да в институтах учились. Но... у них та жизнь, которая им досталась. Вот Зина, ей 17, хотя на вид пятиклассница, она неплохо разговаривает, рассказывает о своих любимых занятиях - вышивать крестиком, слушать музыку, что-то мастерить. Девочка как девочка, только чуточку другая: на ее ладошке поперечная складка - особая метка болезни, определившей долю.

Дети с синдромом Дауна обучаемы - сегодня этого не понимают только невежды да авторы опусов типа «Добей, чтобы не мучился». Занятия с «даунятами» по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. В интернате по таким программам обучаются два класса, педагоги используют инновационные методики. Зал адаптивной физкультуры, сенсорная комната, мастерская ручного труда, компьютерный класс... Если не применять специальные методики, не подстегивать умственное развитие таких детей, оно дойдет до уровня имбецильности. Ребенок станет «овощем».

Поэтому 15-летний Витек ежедневно старательно выводит палочки в тетрадке, складывает 1+2 и даже 7. Тянет руку, чтобы ответить на вопрос воспитателя. «С ума сойти можно!» - вдруг произносит, жалуясь мне на трудный пример. И на какой-то миг кажется, будто этот паренек просто дурачится, нечетко произнося слова и нарочно гримасничая. К сожалению, он там, откуда нет возврата.

В компьютерном классе педагог-психолог Ольга Соловьева работает с Надей и Егором. Ребята освоили некоторые опции, одна слушает музыку, другой изучает доступную ему программу.

- Они хорошие дети, работаю с ними с удовольствием, - признается улыбчивая Ольга Николаевна. - Всего в этом классе по очереди занимаются 48 наших воспитанников.

Надо ли уточнять, что эти подростки в меньшинстве, они «условно-сохранные». И все тяжелобольные.

- Помимо прочего у наших подопечных слабый иммунитет, для них опасна любая инфекция, - делится директор интерната.

Дети с синдромом Дауна, как правило, ласковые, внимательные, послушные, терпеливые при обучении. При надлежащем сопровождении могут овладеть несложными профессиями. А еще они неспособны на так широко распространенную среди здоровых людей подлость - извините за каламбур, ума не хватит. «Даунята» - это, возможно, еще не до конца разгаданное послание. Например, в научном мире есть данные, что люди с синдромом Дауна реже подвержены онкологии. Не исключено, что 21-я хромосома создает ген-глушитель раковых опухолей.

Радость и скорбь вперемежку

Хочется предостеречь раздраженного читателя: мол, зачем умственно отсталым компьютерные классы, лучше позаботились бы о нормальных детях! Не злитесь и не завидуйте. А если у вас здоровый ребенок - любите его крепче и научите состраданию. Ненавидеть научат другие.

В интернате есть и вовсе скорбные двери. За ними - плотные ряды кроватей с лежачими, не говорящими и, скорее всего, не осознающими себя больными детьми. А вот палаты тех, кого называют молодыми инвалидами. Они вернулись с обеда и под руководством воспитателя готовятся к «тихому часу». Недуг сделал низкорослых мальчишек похожими на сказочных хоббитов. Зато улыбаются они так счастливо, так приветливо. Как только очень близкие люди очень родным и любимым. В трусиках и маечках идут гуськом в спальню, оборачиваются, вновь одаряют улыбками.

Жанр абсурда для новичка здесь повсюду. Нужно научиться понимать эту «страну чудес», чтобы максимально помочь ее обитателям и сохранить свою психику. Поэтому коллектив работает по всем направлениям: казенный дом стараниями сотрудников превращен в цветущий и веселый мир. Оранжереи экзотических растений, зимний сад в фойе и коридорах - это совместное творчество педагогов и их подопечных. Даже на лестничных переходах со стен солнышко светит, да цветастая россыпь трав видится. Ватман, краски, лак и много доброго сердца - банально, но помогает взаправду.

Думается, обживать новый корпус персонал будет по этой же методике. В интернате появилось 107 дополнительных спальных мест, которые займут молодые инвалиды. Ну а цветы, картины и уют Ольга Алексеевна и ее коллеги обеспечат наверняка.

Татьяна Попович

Источник: mvestnik.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ