Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Теперь я могу быть счастливой

«Теперь я могу быть счастливой» — такая запись появилась в электронном дневнике тринадцати-летней девочки Марины Рудаковой, которая с детства была лишена слуха. Челябинская школа № 2 — обычная средняя школа. Вот ребятишки с лыжами выходят на улицу на урок физкультуры, вот первоклашки, перегоняя друг друга, бегут по коридору, весело смеясь, обсуждают что-то старше-классники. Все привычно и буднично...

Но только для пяти учеников этой школы мир обычных звуков не простая обыденность, а подарок судьбы, точнее — высокотехнологичной медицинской операции. Среди этой пятерки и пятиклассница Марина Рудакова.

Девочке не было и года, когда родители обнаружили, что она не реагирует на звуки. Диагноз был очень серьезным — двусторонняя нейросенсорная тугоухость четвертой степени. Скорее всего, виной этому стали инъекции гентамицина, сделанные ей сразу после рождения. В два года она пошла в специализированный детский сад, где обучалась по системе Леонгард. С пяти лет Марина занимается в изостудии Дома детского творчества, студии парикмахерского искусства. Любит кататься на коньках, роликах, посещает секцию боулинга. А теперь ее основное увлечение — гитара.

Но главная проблема — проблема слуха, вернее его отсутствия, оставалась нерешенной до тех пор, пока Марине не была проведена операция кохлеарной имплантации в Санкт-Петербургском лор-НИИ.

— После этой операции мы поняли, что Марине надо учиться в обычной школе, — рассказывает мама девочки Наталья Рудакова. — Конечно, я очень волновалась, как она будет учиться, как будет общаться с педагогами, сверстниками. Опасения оказались напрасными. Она очень хорошо учится, успевает еще и в музыкальную школу ходить. Мне говорили, что глухие не играют на гитаре, но я видела, что дочка очень этого хочет, ведь ее любимая музыкальная группа — «Ранетки». В этой школе замечательные педагоги — опытные, чуткие, внимательные. И с одноклассниками у Марины нет никаких проблем. Я это поняла, когда увидела в ее электронном дневнике запись: «Теперь я буду счастлива!»

Заметные улучшения стали появляться и у четырнадцатилетнего Саши Червякова, который после кохлеарной имплантации также, как и Марина, пришел учиться в обычную школу. Учитель истории Инна Владимировна Бунова говорит, что ее предмет стал самым любимым у этого мальчика. А он сам, немного волнуясь, и пока очень тихо добавляет, что еще ему нравятся математика и физкультура.

До сих пор дети с такими патологиями находились на домашнем обучении и, в основном, вращались лишь в своем кругу. Все это, конечно, мало способствовало их развитию, социальной адаптации. Теперь у них появились иные, более широкие возможности. И толчком для такого продвижения стала кохлеарная имплантация.

Что это такое? В улитку внутреннего уха вживляется электрод, который стимулирует сохранившиеся волокна слухового нерва. Потом на ухо надевается речевой процессор. Он похож на обычный слуховой аппарат. С его помощью происходит преобразование электрических импульсов для слухового нерва. Но сама операция не возвращает слух. Нужно еще научить пациента воспринимать звук. Одним словом, это связано с довольно продолжительным сроком реабилитации. Наиболее перспективными пациентами в этом смысле считаются дети младшего возраста — от одного года до трех лет. Об этом говорит и заместитель начальника управления министерства здравоохранения Челябинской области Ирина Огошкова.

— Одним из самых весомых достижений приоритетного национального проекта «Здоровье» стало проведение аудиологического скрининга среди новорожденных. Речь идет о профилактике тяжелых нарушений слуха, которые приводят к инвалидности, ухудшению качества жизни детей. Уже третий год подряд в роддомах Южного Урала ребенку непосредственно в родильном доме проводят обследование на наличие поражений слухового аппарата. Своевременное выявление таких нарушений позволит поставить правильный диагноз в самом раннем возрасте и определиться с методикой лечения.

Если у ребенка выявляются факторы риска, то он направляется на дополнительное обследование в сурдологический центр. Такой центр работает у нас на базе областной детской клинической больницы. Здесь проводится комплексная диагностика слуха у малыша и определяется уровень его дефекта. В случае необходимости ребенка направляют на кохлеарную имплантацию.

Но нужно помнить, что успех имплантации во многом зависит от послеоперационной реабилитации. Сама по себе операция — это лишь первый этап на пути к возвращению слуха. Здесь вместе, в одной связке должны идти медики, родители, педагоги. Детей надо научить «пользоваться» приобретенным ими слухом. Специалисты наблюдают за ребенком, корректируют и настраивают вживленный имплантант в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Родителям приходилось несколько раз в год ездить в Санкт-Петербург, где им делали имплантацию. По инициативе губернатора Петра Сумина с 2008 года в Челябинск стала приезжать выездная бригада специалистов Санкт-Петербургского института уха, горла, носа и речи. Врачи осматривали южноуральских ребятишек, оценивали работу имплантанта, проводили его настройку. Теперь такую работу могут проводить и наши врачи.

С открытием хирургического корпуса детской областной больницы значительно улучшились возможности детской медицины. Пришла молодая творческая команда, в том числе и специалисты этого направления.

Кохлеарная имплантация — это дорогостоящая, высокотехнологичная операция, стоимость которой составляет около одного миллиона рублей. Понятно, что большинству родителей такие затраты не по плечу. Поэтому расходы по кохлеарной имплантации берет на себя государство. Федеральные квоты позволяют делать такие операции бесплатно для родителей больного ребенка.

Сейчас в Челябинской области живут 90 детей с кохлеарными имплантантами. В прошлом году такие операции были сделаны 33 юным южноуральцам. В этом году количество квот возросло до 45. По данным министерства здравоохранения Челябинской области, уже 23 ребенка отобраны на такое лечение и определяются сроки их госпитализации.

Стоит сказать, что число детей, направляемых на кохлеарную имплантацию, с каждым годом увеличивается, появляется больше возможностей для их высокотехнологичного лечения. Если в начале 2000-х годов на кохлеарную имплантацию направлялось всего от 3 до 5 детей, то сейчас эта цифра выросла практически в десять раз.

Ольга Терехина

Источник: up74.ru