Архив:

Практичная доброта

«Если есть возможность спасти – надо помочь». Это слова произнес Фарход из Узбекистана. Сказал он их тогда, когда отдал подаренные на развитие бизнеса деньги отцу мальчишки, стремительно теряющего слух. Мальчишка – чужой. Деньги пригодились бы на покупку инструмента для открытия ювелирной мастерской. Да и жил тогда Фарход вдали от родного дома.

Фарход – инвалид. В пятилетнем возрасте отказали ноги – поствакцинальная реакция. Когда ему исполнилось семь, мама определила мальчишку в ташкентскую школу-интернат для инвалидов. В семье было одиннадцать детей и возможности подняться выше судьбы горе- инвалида в родном поселке у маленького Фирика, который так отличался от других ребят, не было. Учеба давалась сообразительному мальчишке легко. А сила воли, которая развилась за годы болезни, позволила стать мастером спорта по тяжелой атлетике среди инвалидов.

После школы Фарход выучился на ювелира. Устроился работать на ювелирный завод, работал на совесть, его отмечали и руководство и коллеги и друзья. В ту пору о нем и узнал предприниматель, подаривший немалую сумму, для того, чтобы талантливый мастер, искусный ювелир купил инструмент и работал, как частник-ювелир. В Узбекистане ювелир, да еще устоз - мастер своего дела – профессия весьма уважаемая. Все-таки Восток – украшения из благородного металла здесь всегда были и будут в цене. А за оригинальные украшения, сделанные «своим» мастером, люди готовы переплачивать.

Деньги тогда Фарход отдал. Тот мальчишка теперь слышит и не догадывается даже, от какой судьбы избавил его Фарход-ака. Одной грустной улыбкой на Земле меньше.

Здесь, в Узбекистане слово родителей для ребенка – закон. И когда мама стала настаивать на возвращении Фархода домой, он так и сделал. В Ташкенте осталось любимое дело, спорт, занятия живописью. Зато дома ждала судьба – сейчас в семье Фархода уже две дочки.

И вот уже пять лет Фарход руководит районным обществом инвалидов. К нему идут за помощью, за советом. Просто за словами поддержки. Большое число инвалидов – слабослышащие или глухие. Для них, а также для тех, кто лишен возможности ходить, Фарход привозит слуховые аппараты и инвалидные коляски.

По словам Фархода, многое в жизни зависит от самого инвалида. Среди тех, кто входит в общество инвалидов, есть такие, как он сам – не сдавшиеся, упорно идущие вперед. Те, кто не могут работать на предприятиях – занимаются сельскохозяйственными работами – сейчас много глухих собирают урожай хлопка, летом они же занимались его чеканкой, прополкой. У самого Фархода работают двое слабослышащих – они занимаются ремонтом телевидео-техники и компьютеров. Три глухие женщины занимаются вышивкой - традиционным народным ремеслом. Одна из них – главная добытчица в семье. Инвалиды работают в мини-пекарнях, где печется местный хлеб – лепешка «нон». Есть, конечно, пошедшие по более легкому пути – кто-то торгует на улице семечками-жвачками, кто-то присматривает за скотиной – что ж, хоть какое-то дело. А есть и те, кто сидят по домам, жалуются на беспросветную судьбу, государство, немилость Всевышнего, невнимание соседей. Что за удовольствие? - озлобляются сами против мира и озлобляют мир против себя и других инвалидов.

Сейчас у Фархода два дела. Первое – открыть производственное предприятие, где будут трудиться слабослышащие и колясочники. В планах – открытие не только производственного цеха и мастерской, но и точки бытового обслуживания.

А второе дело – в стадии практической реализации. Задумал Фарход открыть районный реабилитационный центр. Разработал и подготовил проект. Хокимият (городская администрация) выделил пустующее помещение. Фарход написал письмо в Посольство Японии, и там его инициативу поддержали. Сейчас выделен грант, который начинают осваивать – капитальный ремонт помещения, закупка необходимых медицинских приборов, оборудования, тренажеров.

Можно назвать Фархода мужественным человеком. Благородным. Душевно богатым и отзывчивым. Но ведь таким может быть каждый из нас. Нам самим под силу встать на ноги – даже если они не ходят. Услышать просьбу других – даже если уши отказали служить. Находить повод для улыбки, даже сквозь боль и отчаяние. Нужно быть человеком и не сдаваться на милость судьбы.

В Узбекистане стремление поддерживать традиционный духовно-нравственный уровень народа – государственная забота. И есть в стране хорошая традиция – тех, кто отличился в работе, в общественной деятельности, накануне Дня Независимости награждают знаками отличия. Фарходу в этом году вручили медаль «Жасорат». И матери Фархода есть, чем гордится. Она вырастила одиннадцать детей, а все же Фарход – любимый. Его уважают в махалле, к нему идут за помощью даже здоровые. Потому что живет вопреки «традиционному» сценарию жизни инвалида и обеспечивает возможность жить полноценно другим!

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ