Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Особый мир для особых детей

Уникальный центр для детей с проблемами в развитии появился в Реже совсем недавно. Однако результат уже налицо: дети в центре «Дар» открытые, улыбчивые и очень любят своих педагогов.

Новый подход

Государственное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) «Дар» появился в небольшом городе в рамках нацпроекта «Образование» меньше года назад, до этого здесь была муниципальная специальная коррекционная школа. Но не обычная. Если бы учителя не разработали собственную методику обучения особых детей и не закрепили успех её освоения практикой, никто бы на них не обратил внимания и не повысил бы статус школы. Кстати, подобных учреждений в области всего три, два из них — в Екатеринбурге.

— Я пришла сюда из общеобразовательной школы и полагала, что особых проблем не будет: ведь там и тут школа, дети, — вспоминает директор ЦПМСС «Дар» Надежда Шляпникова. — Но пришлось заново всему учиться. Благо, у нас сразу сложилась команда, которая стала стремиться, чтобы всё было не как в обычной школе. И начали мы с построения отношений между ребёнком и учителем.

О необычности отношений говорит даже расстановка парт в учебных классах «Дара»: все они одиночные и стоят не рядами, а в хаотичном порядке. Ребёнок каждый раз сам решает, за какой стол ему сегодня сесть удобнее, учитель ему не перечит. Это сразу снимает напряжение. А ещё в каждом классе, в библиотеке, в актовом зале висят правила. Лист поделён на две части: слева — правила для ученика, справа — для учителя, и подписи каждого.

— Самое сложное каждому учителю было принять эти правила, в присутствии всех своих ребят произнести: «Правила принимаю!», — говорит Надежда Ивановна. — Ведь мы привыкли, что правила устанавливает учитель. Плюс многие не хотели соглашаться вести урок по новой схеме. Но в изменении выстраивания отношений с ребёнком — весь смысл. Учитель должен искать причину неуспеха ребёнка прежде всего в себе, одёргивать себя, признавать, что он неправ. Это для каждого трудно. И мы долго к этому шли.

Сейчас в центре «Дар» вместо существующих в каждой школе советов профилактики, где выволочка делалась ученику, организуется консилиум. Необходимость возникает, когда учитель замечает, что ребёнок потерял интерес к учёбе, прогуливает. Тогда педагог должен посмотреть на себя: что я делаю не так? А затем пригласить коллег, которым доверяет, родителей ребёнка, и все вместе они составляют план: что же сделать, чтобы не потерять ребёнка? Главное — честность и доверие. Только в случае, если такие меры не помогут, обращаются к самому воспитаннику.

Особый ребёнок

В центр «Дар» попадают дети с отклонениями в развитии, либо с серьёзными заболеваниями, которые не позволяют им учиться в обычной школе. Раньше диагноз ребятам ставили комиссии, которые приезжали из Екатеринбурга и Алапаевска, но когда появился «Дар», психолого-медико-педагогическую комиссию создали на его базе в Реже.

Как правило, отклонения у ребёнка замечают, когда он приходит в школу. Задержка в развитии, плохая память, повышенная утомляемость, раздражительность — вот некоторые основания, по которым ребёнка могут направить на комиссию. Здесь его осмотрят логопед, дефектолог, невропатолог, психиатр и другие специалисты.

— Когда к нам приходят родители ребёнка, которому только поставили диагноз, мы очень осторожно к этому относимся, — рассказывают в центре «Дар». — Пусть сначала родители придут без ребёнка, мы покажем им всё учреждение, расскажем, кто мы и как работаем. Говорим о том, что для детей в центре созданы особые условия.

Условия в центре и правда что надо! С детьми тут занимаются психолог, логопед. Организовано двухразовое сбалансированное питание, проводится ежедневный массаж. По вечерам в центре идут занятия по лечебной гимнастике. Попасть на них мечтают и многие взрослые.

Учебный процесс тоже увлекательный, всё объясняют на практике. Часто сюда попадают ребята из не очень благополучных семей, поэтому их просто учат жизни. Как и из чего приготовить борщ и винегрет, какие крупы должны быть в кухонном шкафу, как пользоваться стиральной машиной и утюгом, какие травы лечебные, как сшить халат и юбку… Полная школа жизни!

— Родителям важно понять: да, у ребёнка проблемы, и если он будет обучаться в обычной школе, то можно потерять его как личность — не сможет он там быть наравне с одноклассниками, перестанет ходить в школу, не дай Бог, станет асоциальным, — говорит Надежда Шляпникова.

И в большинстве случаев выбор родителей останавливается на центре «Дар». Здесь душевный коллектив, улыбчивые дети, свой особый мир для особых детей.

Кстати, воспитанников «Дара» после окончания девяти классов не оставляют на произвол судьбы. Ещё во время обучения они проходят практику на предприятиях города: в типографиях, на стройках. Также каждый год по одной группе из центра «Дар» набирает многопрофильный техникум Режа, который прошёл лицензирование для обучения детей с отклонениями. Ну а тем ребятам, которым сложно даётся обучение профессии, педагоги «Дара» стараются индивидуально подобрать место работы. Пусть и за небольшую зарплату, но зато в коллективе.

Большие достижения маленького «Дара»

Сейчас в центре учится 117 детей, среди них есть и дети с задержкой в развитии, и инвалиды. Но это не мешает ребятам занимать призовые места в городских и областных соревнованиях. Причём спектр интересов и побед столь широк, что не каждый взрослый сможет похвастаться.

Летом воспитанники «Дара» заняли первое место в соревнованиях на катамаранах. Причём нос утёрли воспитанникам не коррекционных, а обычных школ и колледжей со всей области! Летом же ребята занялись модным ныне ландшафтным дизайном.

— Мы вместе с ребятами и родителями разработали проект, как можно украсить участок возле школы, — рассказывает завуч центра «Дар» Светлана Николаева. — Вы бы видели, с каким воодушевлением дети приносили камни для дорожек, мыли их. И как же они обрадовались, когда на праздновании Дня города их проект признали лучшим.

А буквально на днях ученицы центра прошли в финал конкурса «Юная модница» со своей коллекцией школьной формы «Школьный ералаш». Фантазия дизайнеров просто удивила: из скучных пиджаков и платьев комплекты «лёгким движением руки» превращаются в ярко-жёлтые платья и брюки а-ля стиляги.

Ценный опыт

Поскольку «Дар» — это ещё и центр сопровождения, специалисты готовы рассказать о своей методике всем желающим. И уже неоднократно на семинарах, регулярно проводимых в учреждении, собирались педагоги со всей области.

— Наши специалисты выезжают по запросам учреждений и работают с педагогами, родителями, специалистами соцзащиты, — говорит Светлана Николаева. — Наша роль — научить помогать ребёнку. Например, у мальчика или девочки незначительные нарушения речи. Мы можем показать педагогу, как в ходе обычных занятий можно эти нарушения устранить. Или психологические проблемы. Как раз сейчас идёт серия семинаров, на которых психологи рассказывают, как в педагогическом коллективе найти человека, который мог бы организовать в школе психологическую службу.

На такие семинары приглашаются учителя со всей области. Это и развитие новых профессиональных умений, и совершенствование имеющихся навыков. Количество участников семинаров с каждым месяцем увеличивается. Специалисты «Дара» уже боятся, что не смогут помочь всем желающим, и надеются на помощь коллег.

Ольга Мелкозерова

Источник: oblgazeta.ru