Архив:

Дети-инвалиды не будут забыты

В России проживают восемь миллионов инвалидов, из которых около одного миллиона – дети. Их положение словно лакмусовая бумажка благополучия общества, индикатор человеческих и моральных ценностей. Как относимся мы к детям-инвалидам?

Казалось бы, простой вопрос, но он приводил в замешательство практически всех, кому пришлось его задавать. Почему? Люди очерствели и стали безучастными к чужому горю? Да нет же, наш народ всегда отличался добротой, госте­приимством, состраданием. Но как-то не принято у нас говорить о больных, инвалидах и юродивых. И даже в средствах массовой информации. А писать есть о чём, проблем накопилось немало.

За последние 20 лет уровень инвалидности с детства в России увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам авторитетных социологов, снижаться не собирается. Причины вполне объяснимы: снижение качества жизни, рост врождённых и наследственных патологий, развитие хронических заболеваний, ухудшение условий труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, экологические проблемы, неудовлетворительные бытовые условия жизни детей.

Растут детский травматизм, алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, каждый пятый наркоман – школьного возраста, более 150 тысяч несовершеннолетних – беспризорники. Откуда возьмётся здоровое поколение, когда с самого малолетства дети курят не только папиросы и сигареты, но и анашу, пьют пиво и более крепкие алкогольные напитки, употребляют тяжёлые наркотики. Не случайно при воинском призыве отсеивается почти половина молодых парней. И если бы в стране существовала нормальная система учёта, наверняка многие из них получили бы инвалидность.

В органах социальной защиты населения состоят на учёте более 600 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Реально этих детей больше раза в два – три! Среди детей-инвалидов до последнего времени преобладали больные с церебральным параличом, органическими нарушениями центральной и периферической нервной системы, психическими нарушениями – 60 процентов, дети с заболеваниями внутренних органов, опорно-двигательного аппарата составляли 10 процентов, с нарушениями зрения – 13 процентов и слуха – 4 процента. Такова печальная статистика...

Несмотря на финансовый кризис, Правительство и Федеральное Собрание принимают шаги по улучшению социального положения детей-инвалидов. Уровень материального обеспечения детей-инвалидов в 2010 году составит 6693 рубля, в минувшем году он был ниже на 600 рублей. Кроме того, в стране завершается процесс предоставления денежных компенсаций взамен транспортных средств на сумму 100 тысяч рублей. Осуществляется поддержка родителей, воспитывающих детей-инвалидов. В частности, им предоставляются налоговые вычеты, компенсационные выплаты, льготная оплата услуг ЖКХ и ряд других преференций. В то же время размеры государственной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, не обеспечивают покрытие даже минимальных потребностей.

Рождение больного ребёнка становится настоящим шоком для семьи и более чем в половине случаев ведёт к её распаду. И, как часто бывает на практике, мать одна вынуждена нести бремя забот о ребёнке-инвалиде, обивая пороги социальных учреждений и больниц. На фоне постоянного роста цен увеличение социальной пенсии не стало реальной помощью государства семье с ребёнком-инвалидом. При этом нельзя забывать, что, по данным официальной статистики, расходы на больного ребёнка в три раза больше, чем на здорового. Более 72 процентов семей с детьми-инвалидами имеют доход в расчёте на члена семьи ниже прожиточного минимума, тогда как затраты на самую скромную еду составляют до 80 процентов семейного бюджета! А ведь кроме этого ребёнку нужны одежда, игрушки, книги...

В последнее десятилетие вопросы воспитания и обучения лиц с отклонениями в развитии стали предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. Принят целый ряд важных документов Организацией Объединённых Наций. Россия тоже создаёт национальную законодательную базу. В соответствии с которой будет создана система специального образования, её главная задача – подготовка детей-инвалидов к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни, а также интеграция их в здоровое общество.

За прошедшие годы определённые сдвиги всё же наметились. Растёт число подростков-инвалидов, поступающих в вузы. Между тем около 200 тысяч детей-инвалидов школьного возраста не могут воспользоваться правом на образование. Дети-аутисты, которых в нашей стране, по оценкам специалистов, не менее 150 тысяч, или вообще не получают образования, или поставлены в неадекватные их умственным способностям условия. Не могут в полной мере использовать своё право на образование и дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в стране мало специальной учебной литературы, технических средств, оборудованных помещений. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большинстве регионов и даже в столице нет пандусов, что мешает посещению ими школ, гимназий, колледжей, вузов. Не до конца решена проблема дефицита квалифицированных кадров – коррекционных педагогов, психологов, воспитателей и социальных педагогов. Причина – неадекватная зарплата и низкий престиж труда учителя-дефектолога.

Алексей Журавлёв

Источник: pnp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ