Архив:

Сказочница из Палеха

Талантливая художница, воспитанная на традициях палехского письма, владеющая секретами иконописи. Мастерица-кукольница, частушечница, выступавшая с шутками и стихотворными притчами перед старыми и молодыми на творческих посиделках и различных городских мероприятиях. С детства Альбертине Фомченко приходилось преодолевать последствия своей болезни – полиомиелита, позже – сталкиваться с неприятием её творческой личности со стороны многих людей из художественной среды...

Но жизненные трудности не убавили ни доброты в её сердце, ни способности творить прекрасное. Недавно выставка работ Альбертины Фёдоровны открылась в Новокузнецком художественном музее.

Эта экспозиция готовилась как персональная ко дню рождения – в январе «бабушке Алле» должно было исполниться 71 год. Но в последний момент превратилась в выставку памяти. Узнав об этом, люди стали приносить куклы и маски, изготовленные руками Альбертины Фёдоровны, посвящённые ей фотографии и газетные вырезки… Многим прижизненное общение с художницей и её творчеством доставляло радость.

Казалось, что судьба была не слишком к ней благосклонна – инвалид, чего с такой возиться… Ну разве ради справедливости отмерить ей горстями самоцветные россыпи таланта. И душа молодой художницы устремились к волшебству – в Палехское училище, «где пишут шкатулки на темы сказок – чёрные, блестящие, лаковые, и горят на них яркие краски радуги». Профессия (потом Альбертина Фёдоровна закончила ещё Ленинградский театр музыки и кино, получив образование художника театра кукол) соединила в себе необходимое для жизни ремесло и непременное для творчества вдохновенье.

Однако Фомченко по-своему распорядилась традициями Палеха – обратилась к самым его истокам. Вопреки распространённому мнению о том, что палехская роспись издревле «специализировалась» на шкатулках да брошках с сугубо сказочными сюжетами, знаменитое поселение много веков – вплоть до революции – славилось исключительно своей иконописной школой. И только в XX веке мастерам пришлось перенести технику и каноны иконописи в жанр лаковой миниатюры. Весь учебный процесс в Палехском училище был построен на изучении этих стародавних и бережно хранимых канонов, все ученики ими прекрасно владели.

Алла Фёдоровна помещала героев своих портретных произведений – людей Новокузнецка, Кузбасса, Сибири, художников, писателей, поэтов и музыкантов – в идеально добрый светлоликий мир декоративной древнерусской живописи, и они становились похожи на персонажей русских сказов или на знатных особ со старинных парсунных портретов (парсуна – изображение светской «персоны», но с использованием иконописных приёмов). Вот в таком полуиконописном-полумифологическом виде предстают теперь перед нами известные земляки: новокузнецкая поэтесса Любовь Никонова – в облике юной романтичной девушки, мечтающей в ромашковом поле, руководитель фольклорного ансамбля «Параскева Пятница» Елена Павловская – в кокошнике и сарафане. Писатель-толстовец Борис Мазурин, журналист Геннадий Емельянов, Василий Шукшин под гроздьями калины красной. Эдуард Зеленин – художник, после участия в печально известной «бульдозерной» выставке эмигрировавший во Францию: его тоску по Родине Алла Фёдоровна выразила на полотне, где вокруг Зеленина – православные лики да храмы...

Отдельная творческая любовь Фомченко – Селиванов и Достоевский. Первый – художник-наивист, наш земляк-кузбассовец, чьи творения известны и почитаемы далеко за пределами кузнецкого края. Алле Фёдоровне он оказался близок по духу, жизненному пути и даже – живописной манере...

А вот второй – весьма непривычный «объект» для живописания в палехском стиле. Сказки Пушкина, былины, крестьянский быт – эти темы встречались повсеместно. Ну а как подобным самобытным ярко-красочным образом можно изображать властителя дум и сюжеты из его «Преступления и наказания», «Униженных и оскорблённых», «Идиота»? Альбертина Фёдоровна смогла решить и эти задачи. Музей Достоевского представил на выставку в НХМ картины и лаковые миниатюры, посвящённые великому русскому писателю, моменты посещения им Кузнецка и сцены венчания с Марией Исаевой. Кстати, там же, в музее, осталась последняя работа Фомченко – «Вертеп». Это кукольный рождественский театр, разместившийся в небольшом расписном двухъярусном ящике. «Вертеп» остался незаконченным – Алла Фёдоровна так и не успела покрыть фигурки лаком, краски сохнут до сих пор…

Анастасия Лешкевич

Источник: novokuznetsk.su

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ