Архив:

Границы возможностей

Некоторым людям приходится в тяжелом бою отвоевывать то, что большинству кажется обычной, незаметной, даже рутинной частью жизни. Их принято называть людьми с ограниченными возможностями. Но жизнь показывает, что возможности им часто ограничивает само общество - устроиться на работу человеку с группой значительно сложнее.

Право жить, как хочеш

Аня Логвинова ищет работу. На первый взгляд эта девушка ничем не отличается от многих других. Но ей на пути к своей мечте приходится преодолевать значительно больше препятствий, чем большинству.
Диагноз в ее медицинской карте стал глухой стеной, окружившей ее, и куда бы Аня ни пыталась шагнуть, натыкается на стену.

- В карточке врачи пишут, что у меня первая группа инвалидности, но я им не верю, - заявляет Аня. - Не желаю с этим мириться, чувствовать себя хуже других!

Она немного прихрамывает. Только после долгого общения внимательный человек может заметить, что у нее не очень хорошо двигается левая рука.

- Врачи в детстве мне обещали, что я никогда не буду ни ходить, ни говорить, но видите - соврали же. Как им после этого верить?

Силы воли и упорства этой девушке не занимать - каждый день она делает упражнения для развития левой руки, и упрямая рука уже сдается - начинает слушаться. Так каждый день Аня отвоевывает у болезни право на полноценную жизнь.

Когда она рассказала, что имеет инвалидность по зрению и видит всего три процента, я очень удивилась. Мы часто встречаемся на культурных мероприятиях - концертах, выставках, спектаклях, которые Аня старается не пропускать. Она приезжает туда одна на общественном транспорте.

Аня много лет ведет дневники. Она быстро печатает, постоянно общается с подругами по телефону, а недавно увлеклась фотографией. Больше всего ей нравится снимать людей и городские пейзажи.

- Ну, может быть, получается еще не так хорошо, как хотелось бы, да и хороший фотоаппарат мы не можем себе позволить, но я постоянно учусь! - делится Аня.

К чему у нее настоящий талант, так это к музыке. Слух у нее почти абсолютный. Аня изумительно поет. Она часто выступает, участвует и побеждает в крупных конкурсах. Больше всего она любит русские народные песни. "Черноглазая казачка" в ее исполнении стала гвоздем многих концертов и настоящим хитом на дружеских посиделках.

А еще она пишет песни сама. Из-за непослушной руки играть на музыкальных инструментах Аня не может, ноты тоже не изучала, поэтому музыку пишет как бы внутри себя.

В ее стихах вы не найдете слез, жалоб, трагедий - они словно пронизаны солнцем. Аня пишет о радости жить: каждый день, каждую минуту. Сочиняет Аня не только лирику, пишет специально для друзей. У нее есть и "Милицейский марш", и "Вальс выпускников".

А друзей у нее много, общаться она очень любит. Завести разговор с кем-нибудь в троллейбусе ей ничего не стоит. Она переписывается с людьми из разных городов и на каждое письмо считает своим долгом ответить, чтобы не обидеть человека.

С друзьями из турклуба "Русь" она любит выбираться за город.

- Очень люблю Орловское полесье, - рассказывает Аня. - Там такая красота…

Язык не поворачивается назвать Аню человеком с ограниченными возможностями. Девушка живет такой полноценной жизнью, которую редко ведет человек, считающийся здоровым. Она никогда в отличие от многих из нас не унывает, не жалуется на жизнь, хотя уже три года не может найти работу.

Стена уступит

Почти каждый день с присущим ей упорством Аня звонит по объявлениям о работе. Вот здесь-то ей приходится натыкаться на глухую стену, которую все-таки не теряет надежды пробить.

- Как только работодатели узнают, что у меня первая группа инвалидности, сразу отказывают, - говорит Аня.
Она привыкла работать - в ее трудовой книжке десять лет стажа. Семь с половиной лет она была подсобной рабочей на заводе УВМ. Завод занимался производством радиотехники - Аня комплектовала для рабочих материалы, раздавала ветошь.

- Потом, когда завод начал разваливаться, меня уволили, - вспоминает Аня. - Затем три года я трудилась в обществе слепых - шила рукавицы, но заказы и там перестали поступать. Еще я была уборщицей в одной фирме - не боюсь грязной работы. Главное, что-то делать.

Мама к стремлениям Ани относится скептически:

- Во-первых, у нее инвалидность, во-вторых, нет диплома. Ну и что, что владеет компьютером? Компьютер сейчас в каждом доме. Я понимаю ее, но пытаюсь все равно переубедить - сейчас даже с институтами люди не могут устроиться на работу.

Недавно Ане предложили подучиться на курсах реабилитации в Железногорске. Для этого надо было пройти врачебную комиссию. Уже первый специалист поставила перед ней стену.

- Так я и не поняла, почему она мне не позволила. Даже накричала на меня. Сказала, что я вообще не в состоянии перенести дорогу. Я уже проходила такие курсы, ездила в Волоколамск.

Аня ушла в слезах - и эта дорога к знаниям оказалась закрыта. Сейчас она продолжает звонить по объявлениям.

С проблемой трудоустройства в области сталкиваются сотни инвалидов. Впрочем, кто стучит, тому откроют. Если достаточно долго стучать…

Например, в обществе инвалидов есть предприятие, где шьют спецодежду, здесь уже работают 17 человек. Их сначала обучают на базе лицея имени Русанова.

- Нам нужны льготы, - говорит председатель орловского отделения Всероссийского общества инвалидов Николай Столяров. - Рабочие места мы создали, людей обучили, а вот куда деть продукцию в кризисный момент - это уже проблема. Конкурировать с дешевым китайским барахлом мы просто не в состоянии. Пока желающих купить у нас спецодежду нет. Сейчас мы работаем над тем, чтобы войти в госзаказы.

Как информирует управление службы занятости Орловской области, по состоянию на 1 января 2010 года на бирже труда в городе были зарегистрированы 390 человек с группой инвалидности, это почти 10% от всех безработных. Работу в прошлом году нашел 171 человек с ограниченными возможностями. В Орле около восьмидесяти организаций приняли на работу инвалидов: городской родильный дом, совхоз "Коммунальник", санаторий "Лесной", супермаркет "Юнмарт" и другие. А восемь человек с ограниченными возможностями в прошлом году воспользовались услугами по содействию занятости, чтобы организовать свое дело. Они занимаются ремонтом автомобилей, техобслуживанием и ремонтом офисной техники, пчеловодством, выращивают на продажу овощи и фрукты.

Работодателям, у которых работают инвалиды, предоставляются различные субсидии. Собственно, это и служит главным мотивом брать на работу людей с ограниченными возможностями. Хотя у многих из них производительность труда зачастую не меньше, чем у здоровых людей.

P.S. Пока материал готовился к печати, Аня Логвинова добилась возможности поехать на компьютерные курсы в Железногорск, где она пробудет до конца марта.

- Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями серьезнее, чем кажется, - говорит председатель орловского отделения Всероссийского общества инвалидов Николай Столяров. - Сегодня количество инвалидов среди детей увеличивается. Если среди взрослых их примерно 10%, то среди детей - уже около 20%. Если они не получат достойную профессию и не смогут работать, в будущем нагрузка на трудоспособное население увеличится еще сильнее, особенно если учесть, что и пенсионеров становится все больше. На Западе инвалиды давно интегрированы в общество и могут найти работу по силам. У нас же этот процесс только начинается и идет довольно тяжело.

Елена Маслова

Источник: orelsreda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ