Архив:

В "Надежду" едут отовсюду

Семь лет в Москве действует уникальный Центр диагностики и консультирования, где педагоги и врачи помогают детям с нарушениями развития адаптироваться к нормальной жизни и обучению. Центр рассчитан на помощь двум тысячам детей в год. Но в «работу» здесь берут только самых «тяжелых» ребят.

Год назад, например, сюда привели девочку, чудом выжившую в результате прямого попадания молнии. Еще четыре человека, оказавшиеся в тот момент рядом, погибли. Ребенок получил тяжелые травмы – множественные ожоги, паралич лица. Не меньшим был и психологический удар.

Благодаря работе психологов и логопедов девочка вновь научилась говорить и улыбаться. В этом году она пошла в обычную общеобразовательную школу.

В «Надежду» едут отовсюду. Колю привезли из маленького уральского городка. За семь лет своей жизни он не произнес ни единого слова. Его водили к врачам, те ставили диагноз «умственная отсталость». Говорили, помочь нельзя. Но родители Коли не хотели с этим мириться. Им казалось – мальчик все понимает, только сказать не может. В отчаянии они продали все, что у них было, и купили крошечный домик в дальнем Подмосковье – поближе к столице. Кто-то посоветовал обратиться в «Надежду», где после консультации опытного сурдолога Татьяны Савиновой был наконец поставлен правильный диагноз: двусторонняя сенсоневральная глухота.

После года занятий с педагогами центра мальчик не только научился общаться со своими родными, но и пошел в школу.

В этом центре работают и с детьми, которым проведена операция по кохлеарной имплантации. После такой операции глухой ребенок начинает слышать звуки окружающего мира, но его придется долго и кропотливо учить говорить, почти как новорожденного младенца.

Человечки дождя

Шестилетний Тофик посещает центр шесть месяцев. Поначалу это был абсолютно неуправляемый ребенок. На занятиях пытался залезть на подоконник, громко кричал. Удержать его было нелегко. А мог просто сидеть в углу, не реагируя на обращения взрослых. У мальчика аутизм.

Со стороны такое поведение кажется неадекватным. Но у Тофика развит интеллект, прекрасная память, только живет он как будто не в нашем, а в своем, «параллельном» мире.

Как главный герой американского культового кинофильма «Человек дождя». Тофик имеет незаурядные математические способности. Он, скажем, подобно калькулятору, легко складывает сложные числа и запоминает длинные комбинации из них. Обычный ребенок в его возрасте такое проделать вряд ли сможет. Почему он родился не таким как все? Не последнюю роль, по мнению врачей, сыграла тяжелая беременность мамы.

Почти весь срок она провела в больнице на «сохранении», под капельницей. Это не могло не отразиться на состоянии ребенка. Задача специалиста – не ломая своеобразную личность мальчика, адаптировать его к обычной жизни, научить адекватно воспринимать окружающую действительность.

Ане семь лет, а говорить она начала совсем недавно.

Слова произносит с большим трудом. Из-за ослабленного слуха и осложненной беременности мамы девочка сильно отстает в развитии, но педагог помогает нагнать сверстников.

– Аня, тебе понравилось на улице?
– Да. Хорошо.
– А что хорошо?
– Зима.
– А что это такое?
– Снег…
– А еще?
– Ну, горки снежные.
– А еще?
– Снежинки падают…
– А еще?
– Бабушка белая, как снежная баба…

На моих глазах рождается крошечное чудо – почти немая девочка начинает подбирать все более сложные образы для того, чтобы выразить восторг перед картиной заснеженной природы.

Момент истины

Директор центра Елена Цветкова по образованию педагог. Берясь за это дело, она и не представляла, насколько дело окажется сложным.

– Знакомые, бывая у меня на работе, удивляются: зачем, дескать, тебе это надо? – рассказывает Елена. – Трудно, конечно, человеку со стороны это понять. Но представьте: сюда приходит ребенок, который не может сказать ни слова, жмется к стенам и держится как дикий зверек, а потом, спустя время, я встречаю его в коридоре и говорю: «Привет!» А он улыбается и отвечает: «Привет!» Это и есть тот самый момент истины, ради которого стоит работать.

Департамент образования Москвы, объясняет директор, доверил центру решать две важные задачи. Первая – определение индивидуального образовательного маршрута ребенка, имеющего проблемы в развитии, обучении, поведении, социализации. Вторая, не менее важная задача, – подбор каждому ребенку конкретного образовательного учреждения, включая форму и программу обучения.

Вариантов множество. Для дошкольников – это службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания, детские сады компенсирующего, комбинированного или интегрированного видов. Для школьников – обычные общеобразовательные школы, школы надомного обучения, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школы-интернаты, санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, инклюзивные школы, психолого-медико-социальные центры.

Если такой ребенок с сохранным интеллектом, но из-за особенностей заболевания не может посещать обычную школу, ему предложат дистанционную форму обучения, а дома установят дорогостоящее компьютерное оборудование. Эта «продвинутая» аппаратура дает возможность общаться с учителями Центра образования «Технологии обучения», как на обычном уроке, но не выходя за пределы своей квартиры.
Однако все это – лишь рекомендации. В конечном счете, будет ли ребенок учиться дома, в обычной школе или специальном образовательном учреждении, зависит от выбора родителей. А специалисты только советуют, что, по их мнению, лучше для ребенка.

Камера хранения для детей

Правда, родители прислушиваются к специалистам не всегда. Иногда они хотят избавиться от своего чада, поскорее отдать его, как в камеру хранения, туда, где им будут заниматься другие люди. Даже если для ребенка это не лучший вариант! Но бывает и по-другому.

Из-за личных амбиций папы и мамы не могут принять вариант обучения их ребенка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, обрекая своего ребенка на неуспешность и психологический дискомфорт. А бывает, родители, не жалея средств, возят наследника по заграничным клиникам. Но, к сожалению, порой это оказывается пустой тратой денег. Ведь дефицит родительского внимания никакими деньгами не восполнить.

– Такие вот крайности, – замечает директор. – А золотая середина: когда родители готовы сотрудничать со специалистами. Без их ежедневных кропотливых усилий наша работа не может быть достаточно эффективной.

Елена Цветкова первое время испытывала шок, слыша из уст родителей как будто привычный для нашего времени вопрос: «Сколько мы вам должны?» Денег здесь не берут. Услуги всех специалистов бесплатны. Для того чтобы попасть в Центр на консультацию, не нужны никакие особые документы или направления, достаточно лишь свидетельства о рождении ребенка.

Кому-то обратиться сюда рекомендует врач из поликлиники или психолог из школы, кому-то – учитель или воспитатель детского сада, кто-то находит дорогу сам. Но прежде чем приезжать в Центр, необходимо набрать московский номер 8(499)943 40 17 и поговорить со специалистом, который выяснит, какие проблемы вас беспокоят и чем вам могут здесь помочь. Иногда выясняется, что одного разговора с мамой достаточно, чтобы решить проблему. Ведь порой ей психолог нужнее, чем самому ребенку. Или окажется, что обратиться надо в другое место. В какое – тоже подскажут.

Судьба жестоко обошлась с детьми, которые приходят сюда на реабилитацию. Болезнь наложила на них свой, порой очень заметный отпечаток. Но я ловлю себя на мысли, что жалости они не вызывают. Почему? Эти дети начисто лишены зависти и злорадства, они не пытаются сделать друг другу больно, обозвать обидным прозвищем. Как бы непросто им ни приходилось, они умеют быть благодарными за все, что им дает жизнь, а не обижены на нее за то, что недодала.

Такая недетская мудрость, каким-то непостижимым образом поселившаяся в их душах, внушает уважение и желание у них учиться. Ведь мы, здоровые люди, умеем так далеко не всегда.

Наталия Лескова

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ