Архив:

Разъяснения по "монетизации" льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг

Эта тема волнует очень многих курян, поскольку коснулась она чуть ли не каждого второго жителя, а переход на новую форму предоставления льгот совпал с ростом тарифов на услуги ЖКХ. Разъяснения по типичным вопросам, касающимся «монетизации» льгот, дала председатель комитета соцзащиты населения и опеки г. Курска Светлана Цвирова.

- Каков предусмотренный законодательством порядок и условия предоставления денежных компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилищно-коммунальных услуг?

- Правила предоставления отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2009 N 58 в редакции, утвержденной областным правительством 31 декабря 2009 года. Как и было обещано, все действующие льготы и установленные законодательством гарантии сохранились при этом в прежнем объеме.

Вместе с тем нередко возникает вопрос, почему январская выплата, например, инвалидам ограничена социальными нормативами, в то время как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорит, что льгота должна рассчитываться от фактически потребленных коммунальных услуг, приходящихся на долю льготника?

Причина – в стремлении обеспечить всем авансовый платеж компенсационных выплат до наступления срока внесения платы за коммунальные услуги. Вышеуказанный порядок определяет для всех без исключения льготников, что компенсационная выплата за текущий месяц рассчитывается по действующим на этот период нормативам и тарифам. При этом расчет компенсационной выплаты осуществляется практически в те же сроки, что и все начисления по жилищно-коммунальным платежам. Это делает невозможным для органов социальной защиты получить текущие сведения о фактических начислениях на льготника от всех ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний, которых в городе порядка трехсот.

- Каким же образом будет соблюдено право граждан, имеющих льготу, не ограниченную нормативами?

- Последняя редакция Правил, предписывает органам социальной защиты и уполномоченным учреждениям осуществлять периодический перерасчет денежной компенсации, производимый на основании электронных данных (их должны предоставлять предприятия и организации ЖКХ, осуществляющие начисления). Соглашения по данному вопросу с ними сейчас подписываются. Областные правила предусматривают поквартальный беззаявительный перерасчет, осуществляемый на основании сведений о ежемесячно потребленных жилищно-коммунальных услугах, полученных от организаций в электронном виде в соответствии с заключенными соглашениями. Однако для жителей областного центра этот перерасчет будет носить ежемесячный характер. Такая периодичность установлена Постановлением Администрации города Курска от 26 января 2010 г. № 168 «Об утверждении Правил осуществления отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг на территории города Курска».

Данный перерасчет может повлечь как увеличение суммы компенсации, так и её уменьшение в тех случаях, если рассчитанный по нормативам и тарифам авансовый платеж превысил объем положенных льгот. Например, для ветеранов законодательство устанавливает объём коммунальных льгот «в пределах норматива потребляемой услуги», но не равный ему. Это означает, что льготная скидка должна быть рассчитана по фактическим начислениям, но не более норматива.

С учетом того, что для внедрения механизма электронного обмена информацией необходимо время, можно предположить, что отлаженная система перерасчета заработает ориентировочно с марта – апреля.
Льготники, не желающие дожидаться перерасчета, могут заявить об этом, предоставив копии документов (и их оригиналов, если копии нотариально не заверены) по оплате коммунальных услуг за прошедшие месяцы текущего года, при условии фактического превышения потребления нормативов коммунальных услуг.
Согласно Правилам перерасчет осуществляется при изменении сведений, влияющих на размер и условия начисления компенсационных выплат: количества граждан, проживающих совместно с льготником, общей площади жилого помещения, жилой площади (в коммунальных квартирах или общежитиях), смене места жительства, основаниях получения мер социальной поддержки, при обнаружении недостоверности (неполноты) представленных ранее документов либо иных обстоятельствах, влияющих на размер и условия начисления компенсационной выплаты, а также изменений тарифов, цен, норм и нормативов на жилищно-коммунальные услуги.

При этом перерасчет размера компенсации осуществляется с даты вступления в силу соответствующих изменений, а выплата производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем наступления соответствующих обстоятельств.

- Будут ли льготники извещены о начисляемых суммах?

- Это очень важный для нас и жителей города вопрос, порождающий массу обращений. Несмотря на то, что Правилами извещение не предусмотрено, мы все же думаем о том, каким образом информировать льготника. Есть два варианта: или информация в соответствии с соглашениями будет доводиться до получателей управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК и иными организациями, обеспечивающими распространение квитанций об оплате (но в данном случае она будет приходить с опозданием как минимум на месяц), или же, если позволят технические возможности автоматизированной программы, продумаем вариант направления извещений непосредственно от органов или учреждений, обеспечивающих выплату. Проблема в том, что для оплаты доставки этих извещений понадобятся немалые финансовые средства, которые сегодня бюджетом не предусмотрены.

- Компенсации предоставляются всем льготникам или только тем, кто непосредственно осуществляет оплату услуг ЖКХ?

- Всем, в зависимости от их права на льготу и доле в общем платеже.

- А если случится так, что недобросовестный льготник не внесет свою долю расходов в общий платеж?

- К сожалению, это случается достаточно часто, но менять порядок расчетов в силу закона мы не можем, поскольку льгота предусмотрена непосредственно льготнику.

- С началом осуществления выплаты были проблемы?

- Были и есть до сих пор. Об этом свидетельствуют обращения к нам граждан. В основном льготники относятся к этому с пониманием, потому что ни для кого не секрет, что эта выплата, наверное, самая сложная из всех социальных выплат.

Во-первых, она для нас новая и при этом самая массовая, т.к. только в городе Курске ею охвачено свыше 90 тысяч льготников. Во-вторых, её начисление носит индивидуальный характер и зависит от множества факторов (площади жилья, числа проживающих, набора коммунальных услуг, а их в Курске на сегодня 84 вида, не считая различий в определении стоимости содержания самого жилья и т.д.), в-третьих, она нестабильна и будет меняться в зависимости от ряда факторов практически каждый месяц.
Прежде чем этот новый для всех процесс стабилизируется, пройдет определенное время. Главное, чтобы между социальными службами, коммунальщиками и льготниками было взаимопонимание и готовность решать эти проблемы вместе.

- А какие правовые вопросы сегодня содержат обращения граждан?

- Таких вопросов много. Самый сложный из них, на который нет однозначного ответа, это определение состава семьи льготника.

Несмотря на то что, понятие «семья» дается и в семейном, и в гражданском законодательстве, для правоотношений в жилищной сфере используется понятие, прописанное в части 1 статьи 31 ЖК РФ. Согласно этой статье к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в жилом помещении.

Однако с другими лицами, проживающими с льготником, все намного сложнее. Они могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов его семьи. Наибольшее количество обращений касается внуков наших льготников. С одной стороны, понятно негодование тех, кто не приемлет исключения их родственников из состава семьи, с другой стороны, из-за правового пробела мы не наделены полномочиями по определению состава семьи и не имеем даже примерного перечня документов, которые могут служить доказательством того что совместно проживающий с льготником родственник может считаться членом его семьи. По этой причине люди вынуждены сегодня обращаться в суд. Мы надеемся, что ситуация со временем прояснится, а пока ждём ответов из различных инстанций, уполномоченных давать разъяснения по данному вопросу.

Есть иные юридические вопросы, которые тревожат сегодня льготников. Так, инвалиды, проживающие в приватизированных квартирах, не имеют законных оснований для предоставления им льготы по содержанию и ремонту жилья, поскольку данная льгота распространяется только на лиц, проживающих в домах государственного или муниципального жилого фонда. Этот вопрос уже был предметом рассмотрения в судах высшей инстанции и решился, к сожалению, не в пользу инвалидов. Тем не менее, сегодня еще встречаются случаи, когда данная льгота в нарушение законодательства предоставлялась льготникам вплоть до последнего времени.

Есть обращения и от многодетных семей. Согласно Указу Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" они имеют дифференцированную скидку на оплату коммунальных услуг, но для них не предусмотрены льготы по оплате жилого помещения. В том же объеме им будут предоставляться льготы в 2010 году, поскольку нормы Закона Курской области от 10.12.2008 № 108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области", расширяющие эти льготы, еще не вступили в силу.

- Наряду с комитетом социальной защиты населения и опеки города Курска функции по предоставлению льготникам компенсационных выплат закреплены также за учреждением «Центр коммунально-социальных услуг г. Курска». Почему было принято такое решение?

- Для того чтобы обеспечить максимальную доступность получения данной услуги. Сегодня ЦКСУ (бывший ЕРКЦ) имеет 24 отделения в различных точках города, куда уже привыкли обращаться по коммунальным вопросам жители областного центра. К сожалению, из-за технических обстоятельств в январе специалисты ЦКСУ еще не приступили в полном объеме к приему населения с использованием нашей базы данных, поэтому все обращения по вопросам, связанным с персональным размером выплаты, пока адресуются нам. В каждом конкретном случае требуется и конкретная консультация. Для урегулирования возникающих вопросов просим в феврале обращаться по телефонам комитета 35-05-28, 32-54-30, а также:

для жителей Центрального округа - 70-23-01;
для жителей Сеймского округа - 37-04-03;
для жителей Железнодорожного округа - 6-12-66.

- Чем вызвана некоторая задержка компенсационных выплат в январе?

- Средства на проведение выплаты поступили в конце января, причем чуть раньше - для «региональных» получателей (ветераны труда, жертвы политических репрессий) и чуть позже – для получателей «федеральных» льгот (инвалиды, ветераны войны, «чернобыльцы»). Практически сразу же они были перечислены кредитным учреждениям и почте (по выбору льготника). Вместе с тем, в некоторых случаях компенсации еще не дошли до конкретных получателей. Автоматизированная программа по расчёту льгот нова даже для специалистов и пока в работе с ней возможны некоторые сбои. Но при обнаружении фактов, ущемляющих права горожан, мы стараемся их безотлагательно устранять.

Кстати, одной из причин возможных ошибок является отсутствие в базе данных документально подтверждённых сведений о жилье и проживающих в нем лицах. Напомним, что база данных формировалась не только по собранным от льготников документам (их имели 60 % льготников), но и путем получения сведений электронных баз предприятий и организаций ЖКХ, предоставлявших льготы, а это зачастую противоречивая информация.

Дальнейшие наши действия в этом направлении обусловлены областными правилами, которые устанавливают, что тем, кто пользовался льготами до 2010 года, выплата будет осуществлена на основании сформированной базы данных, т.е. независимо от того, сдал ли льготополучатель свои документы в комитет. Вместе с тем нормативно-правовой акт предписывает нам в течение 2010 года доукомплектовать дела льготополучателей недостающими документами. Думаю, что это реальный срок для данной работы, что позволит нам без спешки в индивидуальном порядке ее осуществить. Если же льготник изъявит желание сделать сверку данных раньше, мы будем только благодарны, так как это поможет производить правильные расчеты на основе достоверных данных.

- Какие документы надо представлять тем, кто впервые получил право на льготы в 2010 году?

- Их исчерпывающий перечень установлен пунктом 9 областных правил. Кроме заявления, необходимы копии и подлинники следующих документов:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждение регистрации по месту жительства;
- удостоверение или справка, подтверждающие право заявителя и членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- пенсионное удостоверение (при наличии);
- документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц,
проживающих совместно с заявителем по месту жительства, к членам его семьи, в случае если на них распространяются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- документы, содержащие сведения о принадлежности жилого помещения к жилищному фонду, - для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и граждан, подвергшихся воздействию радиации;
- документы, удостоверяющие полномочия и личность законного или уполномоченного представителя льготополучателя;
- справка, подтверждающая непредоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянной регистрации (в случае обращения за предоставлением выплат по месту временной регистрации);
- документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, расходы по оплате которого возмещаются в виде компенсационной выплаты;
- копии документов, подтверждающих факт последней оплаты жилых помещений и коммунальных услуг перед подачей заявления.

При наличии у гражданина права на компенсационную выплату в соответствии с нормативными правовыми актами, не указанными в пункте 2 настоящих Правил, компенсационная выплата производится при предоставлении справки о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям.

Источник: kurskweb.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ