Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Боливар вынесет двоих

О том, что мое эмоциональное состояние оставляло желать лучшего, я узнала совершенно случайно, сев на лошадь. Оказавшись, так сказать, на коне, ты ощущаешь полноту жизни, а энергетика животного наполняет тебя силой и радостью.

Если иппотерапия так повлияла даже на меня, не жалующуюся на здоровье, то она, безусловно, должна благотворно сказываться на людях, страдающих от различных недугов. Верховая езда как естественный биостимулятор на Западе используется давно, а для детей с нарушениями опорно-двигательной системы в развитых странах предписывается в качестве обязательной программы лечения, причем совершенно бесплатно. В нашей же стране такой вид реабилитации пока не практикуется, больные детишки занимаются верховой ездой на общих основаниях. Но хорошо уже то, что в Алматы маленькие пациенты могут покататься на лошадках в центре города, далеко ехать не нужно. Главное, чтобы у их родителей деньги нашлись.

Один час занятий стоит 3000 тенге, но, по словам руководителя школы верховой езды Любови Волковой, больным детям хватает и получаса. Чтобы добиться хороших результатов, заниматься нужно не менее шести месяцев, однако средств на такой длительный срок хватает далеко не у всех. Большинство детей проходят курс в несколько занятий, растянутых на месяц-два.

- Мы начали практиковать иппотерапию три года назад, за это время у нас было около 25 больных детей, - рассказывает Любовь Волкова. - Большинство из них - с диагнозом ДЦП. Были малыши, страдающие аутизмом и плохим зрением. Когда явилась первая мама с ребенком, больным ДЦП, и объяснила, что физиотерапевт назначил им лечебную верховую езду, мы просто посадили малыша в седло, даже не вникая для чего это нужно. А потом меня заинтересовало: что же это такое - лечебная езда? Я покопалась в Интернете, посоветовалась с профессионалами и поняла: лошадь должна быть именно без седла, поскольку ее биополе лечит человека. А шаги лошади практически идентичны движениям, шагам человека.

Как объяснил мне знакомый врач, у ребенка со сбоями в опорно-двигательном аппарате при езде на лошади укрепляются мышцы, как если бы он ходил. То есть неходячий малыш, сидя верхом на коне, практикуется в ходьбе. Это первый положительный аспект. Второй важный момент: температура тела лошади на полтора-два градуса выше, чем у человека. То есть она согревает седока, массирует его, нормализует мышечный тонус и улучшает кровообращение. А кроме этого, ребенок получает колоссальный заряд эмоций.

- Чтобы проводить занятия иппотерапией, не требуется специальных свидетельств?

- Я и мои инструкторы какое-то время сотрудничали с физиотерапевтом. Жаль, что в Казахстане нет курсов по этой теме, мы бы с удовольствием их закончили, чтобы получить свидетельства. У нас с доктором существовала договоренность: нам не хватало теории, а у нее не было практики. Врач назначала своим маленьким пациентам иппотерапию, но имела лишь теоретические познания. Мы предоставили ей лошадь, а она рассказала нам все, что знала по этому вопросу, показала упражнения, которые нужно выполнять.

Первыми по ее направлению к нам пришли не детишки с ДЦП, а очень слабовидящая девочка и 6-летний мальчик с аутизмом. Они занимались у нас под наблюдением врача. Позже она рассказала, что отношение этих ребятишек к окружающему миру и людям в результате тренировок сильно переменилось: они стали добрее и смелее. Мы и сами это заметили. Первое время у мальчика, страдающего аутизмом, часто наблюдалась неадекватная реакция: он мог быть спокойным, петь песни, а потом в самый неожиданный момент начинал кричать. Это было страшно. До занятий иппотерапией он ни с кем не общался, с родителями подолгу не разговаривал и поначалу нас тоже как будто не замечал. Зато после нескольких тренировок оживился, стал общительным и дружелюбным.

- А девочка стала лучше видеть?

- Иппотерапия не вернула ей зрение, но научила чувствовать окружающий мир. Тесный контакт с лошадью поспособствовал тому, что она перестала жить в страхе. Первое время малышка отказывалась приближаться к животному, но потом она преодолела этот барьер. Девочка поняла, что находится в безопасности, и позволила усадить себя верхом. Сейчас ребенок видит, к примеру, очертания собаки на улице и уже не шарахается от нее, как от огня. Как считают психологи, чтобы быть счастливым, нужно, прежде всего, избавиться от страха.

- А как дети с ДЦП реагируют на лошадей?

- Когда они приходят первый раз, у них глаза, огромные от ужаса. Мы потихоньку знакомим их с лошадками, и спустя время детки становятся гораздо шустрее. Не было, конечно, такого, чтобы неходячий ребенок через два месяца занятий взял и пошел. Но результат все равно виден: дети стараются двигаться, руки, сжатые в кулачки, потихоньку разжимаются, у них появляется желание общаться и познавать мир. Ребенок, который может разговаривать, уже после второго занятия начинает узнавать всех инструкторов по именам, запоминает клички лошадей и делает попытки управлять лошадью самостоятельно.

- Расскажите поподробней об упражнениях:

Эти упражнения хороши тем, что заставляют включаться все группы мышц, укрепляя их.- Если малыш самостоятельно не сидит на лошади, мы садимся с ним вместе, двигаем его ножки и ручки, разминаем пальчики, напрягаем и расслабляем мышцы, делаем повороты корпусом, наклоны вперед и назад.

Самому маленькому нашему ребенку был годик. Первые два занятия он все время плакал, его мама садилась с ним на лошадь, крепко обнимала, а мы только водили лошадку по кругу. И что вы думаете? Третье занятие прошло уже без слез, напротив, малыш улыбался.

- Возможно ли полное выздоровление детей с ДЦП?

- Я не специалист, но в медицинской литературе, которую читала, говорится, что такое возможно. Особенно, если это легкая форма ДЦП. Полностью выздоравливает небольшой процент, к тому же для этого требуется уйма времени - не один год. Кроме верховой езды, необходимо выполнять другие упражнения и процедуры, рекомендуемые терапевтами. Но шанс излечиться есть, и его нужно использовать.

- Сколько лошадей задействовано в вашей иппотерапии? По какому принципу вы их отбираете?

- Всего в нашей школе 15 животных, из них в иппотерапии участвуют восемь. Отбираем по нраву. Наши лошадки снимаются в кино, поэтому не дергаются даже от пушечного взрыва - настолько они спокойные. Самый старший - это Абрек, ему 13 лет, и он наш всеобщий любимец.

- Кто из детишек вам больше всего запомнился?

- Девятилетняя девочка с ДЦП, которая ходила к нам с полгода. Она была в очень тяжелом состоянии, не могла самостоятельно двигаться, но спустя 2 месяца уже начала держать спинку.

Кстати, у нас были не только дети. Некоторое время лечился дедушка с ДЦП. Двое мужчин привозили его в коляске, поднимали на лошадь, а мы только водили ее по кругу.

Также занятия посещала 40-летняя женщина с неврозом. Мы научили ее сидеть в седле, а в остальном она обходилась сама: подолгу разговаривала с лошадью, думала о своем, о женском. После делилась впечатлениями: помолодела лет на 10, захотелось любви и счастья.

Анна Гончарова

Источник: express-k.kz