Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Дети-инопланетяне

У человека, как правило, задействовано, по разным данным, всего лишь от 5 до 10% клеток головного мозга. Остальной же его объем представляет собою пресловутый «черный ящик», в котором неизвестно, что происходит.

Однако стоит ему хотя бы чуть-чуть приоткрыться, и на свет появляются существа порою настолько не похожие на нас, словно они прибыли с другой планеты.

Всё больше детей ХХI века стирают привычные грани между нормой и патологией и проявляют удивительные и необъяснимые способности. Какие послания несут они миру и нам, почему в последнее время рождается всё больше детей-«инопланетян»? Этим вопросам посвящена очередная беседа корреспондента «ДКР» с психологом Натальей Филь.

Только ли бегство от действительности?

- Среди многих удивительных и пугающих явлений современности есть так называемый аутизм, задающий немало загадок. Что он собой представляет и почему мы всё чаще сталкиваемся с этим явлением?

- Аутизм - это крайняя форма состояния психологического отчуждения. Выражается он в отстранении, уходе, бегстве индивида от контактов с действительностью и погружением в замкнутый мир собственных переживаний. Термин этот введен для обозначения психических аномалий, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, отключиться от мучительных мыслей. Более широко термин аутизм стал использоваться при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий.

Детский аутизм - свойство ребёнка или подростка, развитие которого характерузется резким снижением контакта с окружающими и своеобразной реакцией на среду и события. Дети-аутисты не такие как все. Их тяжело любить, ведь они не отвечают на чувства. Эти дети живут в своём собственном мире и ничего не желают знать о нашем. Причем они могут родиться у любых родителей - и у плохих, и у хороших. Для матерей аутичных младенцев характерно тяжёлое протекание беременности и родов. Однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Аутизм начинается в возрасте до двух с половиной лет, хотя в большинстве случаев нарушения проявляются уже в возрасте трех-четырех месяцев. Позже, по данным тестирования, выясняется, что многие аутичные дети обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одарённостью в некоторых областях.

Учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно аутизма. Оот него страдают по меньшей мере 67 миллионов человек в мире, и это число с каждым годом растёт. В ближайшее время детей-аутистов, по прогнозам ученых, станет больше, чем их сверстников, больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых. Нельзя с уверенностью сказать, что аутизмом именно болеют. И даже термин «страдание» применим к этому стоянию далеко не в полной мере. Ведь никто не уверен, что ребёнок, решивший по каким-то никому до сих пор неведомым мотивам отгородиться от внешнего мира, испытывает дискомфорт. Возможно, дело обстоит совсем наоборот. А вот его близкие, безусловно, страдают: страшно и больно общаться с ребёнком, который тебя не слышит, смотреть в глаза, которые тебя не замечают, и видеть в них нечто непостижимое…

При аутизме нарушается способность человека к любым социальным контактам и навыкам. Однако умственный потенциал порою оказывается выше нормы. Аутисты часто обладают необыкновенными способностями и талантами: феноменальной памятью, способностями к математике, к программированию. Возможно, они видят в компьютере близкое существо. По некоторым данным, у Билла Гейтса аутисты составляют от 5 до 20% высококвалифицированного персонала.

По теории швейцарских нейробиологов Камиллы и Генри Маркрам, аутизм развивается из-за переизбытка информации, которую ребёнок не в состоянии переварить. В результате «уход в ракушку» становится своеобразной защитной реакцией. Даже характерная для детей-аутистов манера поведения – однообразие движений - может быть не чем иным, как попыткой стабилизировать окружающий мир. При этом аутизм не имеет социальных, расовых различий, однако встречается у мальчиков в четыре раза чаще встречается, чем у девочек.

- Как распознать аутизм в раннем возрасте?

- Ребёнок-аутист не улыбается, не проявляет положительных эмоций в возрасте полугода и более. Не повторяет за взрослыми звуки, не лепечет в возрасте одного года. Не совершает обычных жестов – в годик не указывает пальцем, не машет ручкой на прощание. Не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев и не произносит осмысленных фраз в возрасте двух лет. Бывает, что аутизм проявляется несколько позже, когда ребёнок внезапно перестаёт разговаривать и реагировать на окружающих.

- А когда впервые зафиксировано это явление?

- Ранний детский аутизм впервые описан в 1943 году детским психиатром из США Каннером. Это явление отмечалось и раньше, однако лишь в наше время приобрело массовый характер.

- Действительно ли дети-аутисты отличаются лишь способностями к точным наукам, но эмоционально глухи?

- Это не так. Или, по крайней мере, не всегда так. Примером тому могут служить записи из дневника девочки-аутистки Сони Шаповаловой. Они показывают, что ребёнок не только способен к глубоким и сильным чувствам, но и обладает не по годам развитым мышлением. Вот несколько коротких записей, сделанных Соней в возрасте 8-10 лет: «Лошадь – большое, тёплое четырёхкопытное счастье», «Детство – восход судьбы к человеческой жизни», «Душа – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или сатаной», «Мудрость – мера между «мало» и «много» и так далее.

- Да, на подобные мысли не каждый и взрослый способен. Получается, что дети-аутисты живут в своеобразном и богатом мире мыслей, эмоций, переживаний. И аутизм вряд ли можно назвать простым уходом от действительности. А что вы можете сказать о не менее загадочном явлении - дети-индиго?

- Несмотря на широкую известность, не существует пока ни одного строго научного доказательства существования этого феномена. «Детям-индиго» посвящено большое число книг, хотя на сегодняшний день не существует четких критериев, по которым их можно отличать от остальных детей. Существует, правда, перечень качеств и основных признаков, характеризующих детей-индиго. Это – высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов, энергичность, порою мешающая сосредоточенности, резкие перепады настроения, чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности, развитые интуиция и чувство опасности. Хотя дети-индиго полная противоположность аутистам, у них есть и некоторые общие качества. К их числу относятся: низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе, большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта, интерес к далёким друг от друга предметам и способность быстро осваивать компьютерные технологии.

Дети-индиго невосприимчивы к традиционным методам воспитания. Как считает Роберт Окер, специалист в области образования университета штата Висконсин: «Мы должны учить детей как думать, а не что думать. Наша роль сводится не к тому, чтобы давать им знания, а к тому, чтобы учить детей мудрости. Мудрость – это не просто знания, но и умение их применять. Школа будущего должна развивать способности и навыки ребёнка, а не заставлять зубрить даты и факты. Не надо мешать детям открывать мир и искать в нём собственную правду. Моё видение образования и воспитания «новых» детей базируется на безусловной любви. В этом суть человечества новой эпохи».

Тот же автор полагает, что доверие к себе детей-индиго является центральным фактором, который определяет успех всей их жизни. Новое воспитание будет включать в себя работу над телом, душой и духом, которые, по своей сути, свободны и независимы. Необходимо обновить сущность воспитания перед лицом появления нового поколения.

Для того чтобы прояснить большинство вопросов относительно детей-индиго, нужно вспомнить идею Дмитрия Менделеева о троичности человека и окружающего мира. О том, что всё вокруг имеет три сущности: разум, душу и тело (материальную оболочку). Причем разум среди них – главный. Именно исследованием разума занимался последователь Менделеева Владимир Вернадский. Он первым среди ученых сформулировал концепцию об о устройстве ноосферы, то есть сферы разума – среды, в которой содержатся совершенные, истинные знания и с которой совместим разум человека. Отсюда становится очевидным, что одарённость и высокоразумность детей-индиго обусловлены не наследственностью, не генетическими мутациями или воспитанием, а именно особыми свойствами их разума и души, потенциал которых на несколько порядков выше предшествовавшего им поколения детей. Причем именно потому, что они, скорее всего, имеют постоянно открытые каналы связей с ноосферой. Возможно, это свойство присуще и части детей-аутистов.

Вернадский предсказал, что в ХХI веке человек научится общаться с ноосферой и естественным каналом общения будет интуиция. Главной особенностью детей-индиго является их способ познания окружающего мира: они используют не привычный логический метод проб и ошибок, а интуицию, посредством которой получают большие объемы информации из ноосферы и определяют, какое решение будет единственным и верным в конкретной ситуации. Именно этим уникальным свойством обусловлена их категоричность в высказываниях, своевольность и отрицание стереотипов. Причем проявляются эти качества с малого возраста.

Ввиду этого необходимо предостеречь родителей от попыток подчинить себе детей-индиго, навязать им своё видение и мировоззрение. Это может сломать их характер и заставить вести в будущем антисоциальный образ жизни. Дети-индиго – это не просто дети с «тёмно-синей аурой», это дети, имеющие в своих разумах множество даров и талантов, в несколько раз превышающих одарённость вундеркиндов предшествующих поколений. К их числу можно отнести чтение чужих мыслей, способность получать интуитивную информацию о происходящем за много тысяч километров, предвидение и пророчество. Вот только некоторые из основных феноменов, которыми обладают дети-индиго.

- Как вы полагаете, каково предназначение детей-индиго?

- На пути совершенствования человека каждый индивидуум еще перед рождением должен получать часть истинных знаний. Эти знания и определяют предназначение человека – ту сферу деятельности, в которой он сможет в наибольшей степени проявить себя. То есть каждый ребёнок, особенно ребёнок-индиго, – это уже потенциальный гений: поэт, философ, экономист, историк, художник, политик и т. д. Все люди на земле обладают неким предназначением. Отличием детей-индиго от других людей является знание, причем с самого раннего детства, своего предназначения и желание следовать ему. Отсюда столь неуёмная жажда знаний, склонность к экспериментам. Задача родителей и общества - помочь такому ребёнку раскрыть и реализовать заложенные в нём знания.

Однако наряду с детьми-индиго рождаются и дети-разрушители. Уже сейчас существует проблема определения, какой ребёнок является одарённым созидателем-«индиго», а какой - «разрушителем». Ведь поведение и того и другого характеризуется нестандартностью, переходящей порой в неадекватность. И те и другие могут плохо учиться в школе. Но дети-индиго в силу того, что в десятки раз быстрее усваивают материал, а дети-разрушители из-за низкой способности к обучению. Несмотря на некоторое сходство черт поведения, они совершенно разные.

Обладая уникальными лидерскими качествами и обострённым чувством справедливости, дети-«индиго» нередко входят в противоречие с родителями и педагогами. Чтобы избежать ненужных конфликтов, достаточно лишь понять, что дети-«индиго» – это новое поколение людей-реформаторов, призванное в будущем изменить наше мировоззрение и наш мир. Их свободолюбие и стремление подчиняться только законам ноосферы дают надежду на лучшее будущее человечества.

Василий Семенов

Источник: dkr.com.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ