Архив:

Спинальная травма как медицинская и социальная проблема

Травматические поражения спинного мозга являются одними из самых тяжелых заболеваний, причем страдает не только нервная система, но и многие другие органы и системы организма. Помимо нарушения иннервации мышечной системы, что приводит к параличам и парезам различной степени тяжести, страдают органы выделительной системы (особенно часто – мочевыделительная система), снижается трофика тканей (и как следствие – пролежни и долго заживающие раны). Практически в 100% случаев возникают различные нарушения со стороны психоэмоциональной сферы.

Сталкиваясь со многими заболеваниями в течение продолжительного периода времени, человеческий организм вырабатывает определенные механизмы защиты, которые в большей или меньшей степени противостоят либо самим заболеваниям, либо их последствиям. Эти особенности передаются потомству и закрепляются в популяции. Так формировалась иммунная система, противостоящая множеству инфекционных заболеваний и другие защитные механизмы. Головной и спинной мозг защищены мощным костным корсетом в виде черепной коробки и позвоночника, но при их значительном повреждении нежные ткани спинного и головного мозга не имеют никакой защиты. В процессе эволюции человеческий организм не выработал адекватных методов преодоления последствий спинальной травмы, т.к. повреждение органов центральной нервной системы (головного и спинного мозга), как правило, были несовместимы с жизнью. Что уж там говорить о многотысячелетней истории человечества, если еще в конце 70-х годов XX века смертность при параплегии составляла 40-60%, а при высоких травмах позвоночника и тетраплегии достигала 100%.

В настоящее время современные методы неотложной помощи, диагностики, лечения и реабилитации позволяют заметно снизить летальность при травмах позвоночника, но после восстановления жизненно важных функций в острый период, лечение в восстановительном и позднем восстановительном периоде оставляет желать лучшего. Я пролежал два месяца в реанимации и за все это время один раз увидел уролога, который дал единственный совет: «Да чего там возиться с этими катетерами – стому поставить и всех делов».

Физическая реабилитация спинальных больных должна начинаться как можно раньше и включать в себя разнообразные методики лечебной физкультуры, физиотерапевтических методов лечения, рефлексотерапии, санаторно-курортного лечения. Причем все это должно проводиться комплексно и в течение продолжительного периода времени. Сегодня такой курс реабилитации стоит немалых денег, а в государственных учреждениях он проводится в течение нескольких недель в год и эффективность его крайне низкая. Свой первый курс реабилитации я проходил в Саках, где многие специалисты работали на 0,1 (!) ставки. 30-40 минут занятий в день с инструктором в день крайне мало, приходилось доплачивать тем же инструкторам, чтобы заниматься побольше. Больным приходится самостоятельно искать информацию, самим разрабатывать методики восстановления. Даже лечение сопутствующих заболеваний проводится в немногочисленных специализированных клиниках, т.к. специалисты районных поликлиник и больниц просто не знакомы с методами лечения таких больных. Наши городские хирурги лечили мне пролежни больше трех месяцев и в результате с трудом удалось избежать удаления седалищных бугров. Кстати, в специализированной клинике пролежни пролечили за две недели.

Даже в случае полноценной физической реабилитации у очень многих больных так и не восстанавливается двигательная функция и их лечение в большинстве случаев прекращается. Не нужно иметь особых познаний в психиатрии и медицинской психологии, чтобы понять, что травма спинного вызывает тяжелый психологический шок и преодолеть его самостоятельно далеко не всем под силу. Человек длительное время остается в состоянии тяжелейшего психоэмоционального шока, который может проявляться в самых разнообразных формах – от истерических реакций до полной замкнутости. Особенно тяжело осознавать то факт, что в таком состоянии придется находиться всю жизнь. Меня еще и доктор «поддержал»: «Если через год не пошел, то уже не пойдешь». Кому-то помогают родственники, кому-то – друзья, но на уровне профессиональных психологов такую помощь получает минимальное количество больных. В мировой практике применяются достаточно эффективные методы психологической реабилитации, но в России они практически неизвестны. А в квалифицированной психологической помощи нуждаются больные не только в первые месяцы заболевания, но и на протяжении нескольких лет после травмы.

Даже если человек преодолевает психологический шок, он остается выброшенным из жизни из-за полного отсутствия в России эффективных методов социальной реабилитации. До недавнего времени увидеть на улице человека в инвалидной коляске было практически невозможно, а ведь их в России около полумиллиона. Дело не только в полной неприспособленности жизненного пространства для передвижения в инвалидной коляске (бордюры, лестницы, узкие двери и проходы и т.п.), общество оказалось не готово к совместному сосуществованию с людьми в инвалидной коляске. Косые взгляды, немотивированное любопытство, беспричинная жалость вынуждают многих спинальных больных сидеть дома годами. Огромное количество людей в наиболее продуктивном для работы возрасте (а травмируются обычно в 20-40 лет) оказываются обузой для государства, хотя многие из них не только могут эффективно и полноценно работать, но и страстно желают этого. И речь идет не о плетении корзин и изготовлении конвертов, что чаще всего предлагают в качестве метода трудотерапии. Даже несмотря на все препоны со стороны государства многие спинальники работают врачами, преподавателями, программистами, юристами, таксистами, заняты на производстве в качестве рабочих и т.д., однако эффективных программ по обучению и трудоустройству спинальных больных в России нет и в ближайшем будущем не предвидится. Когда я пытался устроится на прежнее место работы, то в отделе кадров мне сообщили, что в случае моего трудоустройства, путевку в санаторий для спинальных больных я буду покупать за свой счет, а это почти 3000 долларов, т.е. мне год пришлось бы работать только для поездки в санаторий.

Современное постиндустриальное общество требует все больше специалистов в сфере программирования, веб-технологий, дистанционных методов обучения. Такие специалисты необходимы и в России, причем огромное количество людей в инвалидных колясках при соответствующей подготовке могли бы выполнять такую работу. Позиция государства выглядит более, чем странной – превратить огромную часть населения из обузы для бюджета в средство его наполнения выгодна, по крайней мере, в экономическом плане, не говоря уже о социальной и трудовой реабилитации граждан собственной страны.

P.S. Кстати, в MS Word слово «спинальники» оказалось подчеркнутым красной волнистой линией - нет такого слова в русском словаре, вот вам и отношение общества к спинальным больным, их просто нет. Как говорил Иосиф Виссарионович: "Нет человека - нет проблемы"...

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ