Архив:

Барьеры для пенсионеров

Власть создает для пожилых искусственные препятствия

Все последние месяцы СМИ вещают о «беспрецедентном» повышении пенсий. О том, что с 1 января 2010 года ни одна пенсия в стране не будет ниже прожиточного уровня. Этот уровень нам известен: в Коми на первый квартал 2010 года он утвержден в размере 6798 рублей. Много ли это, особенно если учесть, что только за первую половину января темпы инфляции подскочили в несколько раз?

Подорожало все – продукты, социальные проездные билеты, тарифы на отопление, горячую и холодную воду, электроэнергию. Даже тем, кто имеет достойную работу, в этом году придется еще туже затянуть пояса. Что уж говорить о стариках? Достаточно сравнить цифры: средняя зарплата работающего россиянина – 17-20 тыс. руб., а средняя пенсия по старости на начало 2010 года – 6280 руб. по России и 8470 руб. по РК, по инвалидности – 5977 руб., по потере кормильца – 4874 руб.

В феврале наша правозащитная организация намерена провести свою общественную экспертизу на тему «Как повлияла валоризация на качество жизни пенсионеров?» и опубликовать результаты в республиканских СМИ.

Пенсионер имеет право...

Пенсионная политика, как и социальная, формируется на федеральном уровне. А что же региональные власти? Могут ли они влиять на качество жизни пенсионеров и каким образом?

Многие пенсионеры (в основном из глубинки) не знают, как им рассчитана пенсия: как учтен стаж работы, каков взят заработок при исчислении пенсии и применяемый районный коэффициент. И во всех грехах обвиняют Главу республики: почему в столь богатой республике такие маленькие пенсии? Хотя на самом деле пенсионные вопросы решаются на уровне Президента России и Государственной Думы.

Что же касается социальных выплат (компенсаций, льгот, субсидий и т.д.), то эти вопросы – в основном, в руках регионов. Казалось бы, местная власть ближе к народу. Но и здесь пенсионеры, инвалиды не могут добиться от чиновников вразумительных ответов о размерах и порядке получения различных льгот.

Поэтому мы предлагаем усилить разъяснительную работу. При выходе на пенсию каждому вместе с пенсионным удостоверением вручать обстоятельный расчет будущей пенсии со всеми выкладками и обоснованиями (указанием законов, постановлений и пр. законодательных актов).

А органам социальной защиты нужно вручать каждому получателю льгот удостоверение с указанием социального статуса и с перечнем всех полагающихся льгот и выплат социального характера.

В базе данных Пенсионного фонда и органов социальной защиты все эти данные имеются. Но их почему-то нет у самих пенсионеров и инвалидов. Именно отсутствие этой информации и порождает многочисленные жалобы.

Можно ли узнать свои льготы, не покидая квартиры?

С августа прошлого года в счетах-квитанциях на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг льготников (пенсионеров, инвалидов и др.) исчезла графа «справочно начислено льгот». Проводя монетизацию ЖКХ (замену натуральных льгот денежными выплатами), органы социальной защиты посчитали излишним извещать льготников о суммах полагающихся им льгот ежемесячно и постатейно, упразднив эти сведения в счетах-квитанциях. Ранее льготники имели возможность, получая счета-квитанции, отслеживать, сколько льгот начислено по каждой статье: за жилье, за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, электроэнергию, газ и др.) и прочие оказываемые и неоказываемые услуги, которые законно и незаконно взимаются жилищными управляющими компаниями. После 1 августа 2009 года льготники этой информации лишены и не могут защищать свои права от самоуправства жилищно-управляющих компаний.

Да, органы соцзащиты расклеили на всех стенах своих учреждений приглашения всем льготникам обращаться в эти органы за разъяснениями. Но я расцениваю это как утонченное издевательство над инвалидами и стариками. Потому что соцработники прекрасно знают, какие неимоверные трудности приходится преодолевать иным льготникам, посещая присутственные места. А уж об условиях работы наших управлений соцзащиты, в частности, в Сыктывкаре, и говорить нечего: бесконечные очереди, отсутствие элементарных условий для приема посетителей.

Резонный вопрос: зачем Управление соцзащиты искусственно создает себе дополнительный поток посетителей, вместо того чтобы дать необходимую информацию в счетах, как это делалось раньше? Я думаю, потому, что специалисты соцзащиты хорошо знают: большинство инвалидов и пенсионеров к ним прийти не сможет. Наверное, потому и сократило прием посетителей до 3-х дней в неделю.

Предложение: перестроить работу органов социальной защиты с тем, чтобы служба прежде всего работала для инвалидов и пенсионеров, а не обслуживала свои интересы.

Проблемы – на ровном месте

При проведении монетизации жилищно-коммунальных услуг льготникам был предложен выбор: получать ли денежные выплаты по почте или перечислением на расчетный счет. Так вот, если вам пенсию доставляют на дом (то есть через почту), то проблем нет – вам одновременно с пенсией принесут расчет ваших льгот. Но если вы выбрали другой путь (через расчетный счет в банке), то проблемы обязательно возникнут.

Если вам поступает несколько перечислений: пенсия, соцпакет, субсидия, ветеранские, инвалидность и еще какие-либо индексации или компенсации, то все перечисления поступают под одним кодом (034). А как льготнику проконтролировать, все ли ему выплачены суммы полагающихся льгот и насколько они правильно перечислены? Никто этого вам объяснить не сможет. Во всяком случае, я пыталась, но безрезультатно.
Диву даешься: как можно искусственно, на ровном месте создать проблему? Ну много ли ума надо для того, чтобы с внедрением монетизации одновременно разработать коды и дать их расшифровку в банках или хотя бы на обратной стороне счета-квитанции об оплате за жилье и жилищно-коммунальные услуги. И все встанет на свои места.

Когда я попыталась выяснить, кто же заказчик и исполнитель этой не доведенной до логического конца программы, то поняла: программа разработана для удобства специалистов социальной службы, но без учета интересов льготников. Внести изменения можно, но для этого необходимо объединить усилия нескольких ведомств (банков, жилищно-управляющих компаний, соцзащиты). Думаю, что это не реально, поскольку особого рвения работать в интересах инвалидов, пенсионеров и прочих льготников у наших чиновников не наблюдается.

На мой взгляд, специально создан искусственный барьер с тем, чтобы льготник не смог получить и своевременно проконтролировать полноту перечисляемой ему льготы. А это нарушение права пенсионера на информацию.

Как прожить без очередей?

Каждому льготнику трижды в месяц, в разные дни, поступают счета на оплату за жилье и ЖКУ, за электроэнергию, за газ. Причем оплата тоже предлагается в разное время. И вот льготнику нужно сначала идти в банк, узнать, поступили ли ему деньги на счет, затем еще три раза идти в банк, но уже по другому поводу – заплатить.

Пенсионеры – самые законопослушные плательщики, а счета за разные услуги поступают в разные числа, и дни оплаты тоже установлены разные. Для того, чтобы не оказаться должником, пенсионеру нужно четыре раза посетить банк (или почту), выстоять четыре очереди. Ради интереса наши чиновники посмотрели бы на очереди в банках и почтовых отделениях. Там – одни пенсионеры. Как раньше – за колбасой. Почему мы, находясь на заслуженном «отдыхе», обречены до конца своих дней толкаться в очередях?

В настоящее время каждое ведомство живет и работает по своим, им установленным правилам. Ведомства (жилищно-управляющие компании, Комиэнерго, Регионгаз, банки, почтовые отделения и т.д.) существуют сами по себе.

Предложение: ради интересов потребителей услуг нужно создать единую базу данных, организовать в Сыктывкаре (и других городах) «Единый расчетный центр», чтобы в одном месте, в один день, в один заход можно было бы оплатить все жилищно-коммунальные услуги (за жилье, электроэнергию, газ). Да в придачу получить необходимую справку или консультацию специалистов.

Пора бы организовать дело так, чтобы перегонять информацию, а не гонять людей, выстраивать их в очереди во всех обслуживающих ведомствах, разбросанных по всему городу.

Чиновники газеты читают?

Почему так много жалоб приходит в нашу общественную организацию, причем со всей республики? Почему люди, проживающие в глубинке, не обращаются в свои районные органы власти? Видимо, не верят своим чиновникам. Человек обращается во все инстанции, но получает отписки и, отчаявшись, пишет в газету в надежде, что уж тут-то чиновник его заметит, ответит, поможет (бывают же чудеса!). Ничего подобного! Похоже, наши чиновники газет не читают. А может, читают, но делают вид, что жалобы их не касаются.
Я 10 лет возглавляю правозащитное движение пенсионеров «За социальную справедливость», за это время в газетах появились сотни моих публикаций. Но я не получила ни ОДНОГО ответа от чиновника, ответственного за решение поднятой проблемы. Приведу последний пример: газета «Трибуна» от 25.09.09 г. «Получи то, не знаю что...» Заданы три конкретных вопроса власти, даны три конкретных предложения (они изложены в настоящей статье). И что? А ничего. Молчание. Причем, прошу обратить внимание: решение этих проблем льготников не требует финансовых затрат.

Предложение: Государственному Совету республики разработать закон (он, кстати, существовал в период «коммунистического застоя»), когда каждый чиновник республиканского значения, в адрес службы которого публиковались критические статьи в СМИ, обязан был отвечать через то же СМИ, поместив или опровержение, или информацию о принятых мерах.

А вообще-то, у меня зреет шальная мысль: а может, надо не реформировать, а ликвидировать всю ныне действующую систему социальной защиты в стране? И все огромные средства (льготы, субсидии, компенсации и прочие выплаты), а заодно и средства, идущие на содержание всего аппарата этого ведомства, направить на увеличение пенсий. Ведь если наши пенсии станут достойными (увязаны со средней заработной платой по стране), отпадет необходимость в копеечных льготах, а заодно и в унизительных очередях за выклянчиванием подачек.

Источник: tribuna.nad.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ