Архив:

Реабилитационно-игровые системы для людей с ДЦП и не только

Результаты научно-исследовательского проекта, в котором принимали участие ученые Университета штата Индиана и Университета Ратгера показали, что удаленный мониторинг занятий на дому с использованием видеоигр в виртуальной реальности помогают улучшить функцию рук у подростков с гемиплегической формой церебрального паралича.

«Tele-Rehab» может также использоваться у лиц с ограничением функции рук и кистей при таких состояниях, как рассеянный склероз, инсульт и артрит.

Исследование специалистов из Индианаполиса с использованием видеоигр помогает улучшить функциональные параметры кисти и предплечья при гемиплегический форме у подростков с церебральным параличом, помогая им выполнять в своей повседневной деятельности такие функции, как прием пищи, одевание, приготовление пищи и других задач, для которых необходима слаженная и точная работа двух рук.
«Хотя это лишь первоначальные результаты, они являются довольно обнадеживающими и значительно улучшили функции рук у подростков с ограничением функции предплечий и кистей функции из-за перинатальных повреждений головного мозга.

Мы также предполагаем, что использование этих игр может помочь тем людям, у которых страдают функции верхних конечностей – таких, как рассеянный склероз, инсульт, артрит и других ортопедических заболеваний.», – говорит доктор Мередит Р. Голомб, профессор неврологии медицинской школы Университета штата Индиана. Она также работает детскими неврологом в детской больнице Райли и является автором первого экспериментального исследования, в котором сообщается о реабилитационных преимуществах этих пользовательских видеоигр.

Этот проект осуществляется в сотрудничестве с Институтом реабилитации Университета Ратгера и возглавляется Григором Барди, профессором электротехники и вычислительной техники. Результаты исследования были опубликованы в январе 2010 в Выпуске архивов физической медицины и реабилитации.
Исследователи также сообщили, что улучшение функции конечности с оной стороны, как представляется, отражено в изменениях мозговой деятельности, что видно по результатам проведения функциональной магнитно-резонансной томографии (МР-томографию).

Трех участников исследования попросили выполнять упражнения рукой на пострадавшей стороне около 30 минут в день, пять дней в неделю с помощью специально оборудованной датчиками перчатки, связанной с дистанционным контролером консоли видеоигры, установленной дома у пациента.

Игра была специально адаптирована для реабилитации пациентов путем калибровки изображения и отражение этих изменений на консоли управления для каждого из пациентов.

«Обычно видеоигры используются в качестве развлечения и заметно повышают функциональность и координацию движений у пользователей. Однако использование этих игр в большинстве случаев вызывает определенные затруднения у людей с нарушением движений в верхней конечности в силу нарушения мелкой моторики в пальцах и кисти и предплечье. Однако при определенном усовершенствовании эти игры не только становятся доступными для людей с ограниченными возможностями, но и выполняют роль реабилитационной программы», говорит Меридит Р. Голомб.

В ближайшем будущем пациент не только будет использовать видеоигры для совершенствования работы рук, за этим процессом будет наблюдать физиотерапевт и при необходимости может внести изменения в интенсивность игры и обусловленную этим работы рук пациента, что позволяет оптимизировать реабилитационный процесс.

Данная методика не только поможет пациентам в процессе их реабилитации, но и заметно ускорит ее продолжительность и снизит расходы на нее. Как правило, охват страхованием или государственными программами реабилитационной терапии для пациентов с церебральным параличом не распространяется на подростков, а физическая реабилитация является длительным и дорогостоящим процессом. И даже если стоимость процедур не является проблемой, транспортировка пациента в больницу или реабилитационный центр является значительной проблемой для подростков и их родителей. И в этом как нельзя лучше смогут помочь реабилитационные программы, основанные на использовании видеоигр, специально адаптированных для данной категории пациентов. Значительно расширяя доступ к средствам реабилитации.
Исследования финансировались Национальным институтом неврологических заболеваний и инсульта (одно из подразделений Национального института здравоохранения) и Фондом Clarian Values.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ