Архив:

Почему закупленное государством медицинское оборудование простаивает или не используется по назначению

Проверка Росздравнадзора показала, что закупленное государством медицинское оборудование простаивает или не используется по назначению. Эксперты полагают, что виновными в таком положении вещей являются коррупционеры.

В среду, 23 декабря, Росздравнадзор сообщил, что в 2009 году проверил использование диагностического оборудования, поставленного по нацпроекту «Здоровье» в более, чем 1550 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). По итогам этих проверок в прокуратуру поступили десятки представлений.

Как это не работает

Проверки выявили многочисленные нарушения. Так в 2009 году было зафиксировано, что в 150 случаях оборудование ЛПУ использовали для осуществления медицинской деятельности без лицензии на виды работ и услуг, соответствующих этому оборудованию. Наибольшее количество подобных нарушений выявлено в Кабардино-Балкарии (в этой республике так работали 25 лечебно-профилактических учреждений), Курганской (15) и Вологодской (13) областях.

В 340 случаях оборудование использовалось в стационарах, хотя поставлялось для проведения амбулаторной помощи. Наибольшее количество оборудования «перетекло» в стационары в Московской области (38 учреждений), Красноярском крае (35), Мордовии (27) и Тамбовской области (22).

Постгарантийное техническое обслуживание медицинского оборудования не смогли организовать в 94 ЛПУ. Больше всего таких случаев зафиксировано в Иркутской области (14), Еврейской АО (9) и Республике Тува (8).

В 660 ЛПУ поставленное оборудование вообще не используется. Всего зафиксировано 1197 случаев простоя медицинской техники. В частности применения не нашлось для 221 аппарата ЭКГ, 157 аппаратов УЗИ, 431 аппарата лабораторного оборудования, 91 рентгеновского аппарата и 297 эндоскопических аппаратов. Максимальное количество — 248 медицинских аппаратов — лежит мертвым дорогостоящим грузом в ЛПУ Московской области. В Волгоградской области их — 27, в республике Бурятия — 26, в Камчатском крае — 22.

Правда, руководитель Росздравнадзора, профессор Николай Юргель, в комментарии для GZT.RU отметил, что «простоев дорогостоящего оборудования все-таки становится меньше по сравнению с прошлыми годами».

«Проблема рационального использования поставленного в рамках национального проекта оборудования возникает не в каждом регионе, а там где возникает, органами управлениями здравоохранения предпринимаются соответствующие меры. Росздравнадзор и в дальнейшем намерен проводить все необходимые контрольно-надзорные мероприятия по контролю использованию. Эти мероприятия в первую очередь будут направлены на реализацию права каждого российского гражданина на качественную и доступную медицинскую помощь»,— подчеркнул Юргель.

Почему это не работает

Чаще всего (в 443 случаях) причиной простоя медтехники является то, что в амбулаториях и поликлиниках просто нет подготовленных специалистов. Еще в 156 ЛПУ у оборудования закончились расходные материалы, а новые не закуплены. Почти в 300 ЛПУ оборудование неисправно на протяжении более, чем трех месяцев.

По материалам проверок составлено 14 протоколов об административных правонарушениях по факту выявленных нарушений. Наибольшее количество — в Ингушетии (4) и Пермском крае (2). Выдано 324 предписания об административных правонарушениях по факту выявленных нарушений. Наибольшее количество — в Тульской области (53), Алтайском крае (23) и Воронежской области (21).

«Мы выдали 88 представлений органов прокуратуры, внесенных в качестве мер прокурорского реагирования по материалам наших проверок»,— рассказал пресс-секретарь Росздравнадзора Максим Ломакин.

Зачем это делалось

Как сказала в ходе проведения прямой линии в редакции GZT.RU директор организации медпомощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития Ольга Кривонос, оценивая значение нацпроекта «Здоровье», в первые годы его работы упор делался на то, чтобы «насытить материально-техническую базу здравоохранения, его амбулаторно — поликлинического звена». (Подробный отчет о прямой линии можно прочитать на сайте GZT.RU в ближайшие дни).

Особенно, подчеркнула Кривонос, данное направление было важно для отдаленных субъектов. Теперь в рамках начавшегося проекта по поддержке в России здорового образа жизни оборудование поставляется в 502 Центра Здоровья, уже созданные в 2009 году, и готовые начать работу с 2010 года.

Сколько это нам стоит

В 2006 году на реализацию проекта (совместное финансирование дополнительных выплат персоналу и поставки медоборудования, а также санитарного транспорта) было выделено 78,98 млрд рублей из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта.

В 2007 году на аналогичные нужды было выделено всего 131,3 млрд рублей, из которых на оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений приходилось 29,7 млрд рублей. А оснащение 12,7 тысяч автомобилей скорой медицинской помощи потребовало выделения 7,5 млрд рублей.

В целом, по данным Минздравсоцразвития, на 2007–2009 годы были запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд рублей. В 2008 году на проект «Здоровье» правительство изыскало 128,7 млрд рублей. Расходов на медицинское оборудование в том году уже не предполагалось, зато на Программу по здоровому образу жизни и оснащение Центров здоровья, также включенную нацпроект «Здоровье», было выделено (в том числе на закупку и поставку оборудования) 830 млн рублей.

Только в первом полугодии 2007 года в регионы было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). К концу того же года современным диагностическим оборудованием оснастили 375 детских поликлиник.

Еще один получатель закупаемой дорогостоящей техники — построенные и строящиеся до сих пор новые медицинские центры (планировалось строительство 15 федеральных медицинских центров).

На создание новых центров высоких медицинских технологий в 2007 году было выделено 32 млрд рублей. По словам главы Минздравсоцразвития, их строительство будет завершено, но «в связи с кризисом может быть отодвинуто

Между тем, эксперт, генеральный директор Российского ресурсного Центра Международной антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл» Елена Памфилова напомнила GZT.RU, что «коррупционная составляющая в различных отраслях хозяйства РФ часто достигает своего пика именно при строительных работах и поставках оборудования».

Ирина Власова

Источник: medlinks.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ