Архив:

Мы не другие

Часто ли мы задумываемся над тем, как живут люди возрастной группы от 18 до 35 лет с ограниченными жизненными возможностями? Знаем ли мы, что в России инвалидов более 10 миллионов человек, из них более двух миллионов – инвалиды-колясочники? А более 300 тысяч человек ежегодно становятся инвалидами, треть из них моложе 40 лет?

По статистике около 65% детей-инвалидов в нашей стране не учатся. До сих пор в ходу термин «необучаемый».
Девяностые годы немного приоткрыли завесу, и народ кое-что узнал о людях со стойкими нарушениями здоровья. В нашем городе действует одно из лучших в области Общество, объединяющее инвалидов, куда входит группа «Молодой инвалид» из 36-и человек. Среди нас живут неравнодушные люди, помогающие их трудоустроить и провести досуг малышей и подростков. Инвалиды среднего и пожилого возраста, общаясь между собой, научились заниматься делами по интересам.
А кто они – молодые инвалиды? Есть ли проблемы у них?
Мы говорим об этом с Владимиром Кулаковым. Он кимряк, родился в семье машиностроителей, ограничен с детства в передвижении.
-Вот Вы смогли получить высшее образование и даже успели поработать по специальности, как решились выезжать на сессии, семинары, экзамены? Какую школу посещали в детстве?
-Я окончил по очно-заочной системе факультет «Лингвистика и межкультурная коммуникация» ТГУ. Три года преподавал английский язык в средней школе. У меня с детства была цель – я должен доказать и себе и близким людям, что их заботы не были напрасными. Я, как все. Со мной занимались школьные учителя на дому. Очень хотел посещать школу, но не было возможности – перенёс несколько операций. Полагаю, что детям с ограниченными жизненными возможностями, если нет препятствий, нужно быть на людях. И родители с раннего детства должны говорить ребёнку: «Ты будешь жить в обществе с другими детьми: вместе с ними играть на площадке и ходить в школу».
-Но мне приходится видеть, что родители в большинстве своём скрывают от посторонних не только болезнь ребёнка, но и его самого. Не выводят на улицу, и он не играет с детьми. Некоторые не разрешают ребёнку учиться даже на дому, хотя, тот мог бы посещать школу. Родителям больно, и, наверное, волнует вопрос: «Что скажут люди?» Ведь, при таком несчастье самым первым испытаниям подвергаются родные и близкие?
-Есть заболевания, которые со временем излечиваются. В таких случаях, наверное, родители действуют оправданно. Для всех членов семьи инвалидность ребёнка – стресс, для многих – на длительные годы. При любом заболевании главное - вовремя остановить в развивающейся личности чувство ущербности, нельзя, чтобы он думал об этом. Я благодарен своим родителям, которые, понимая детскую психику, помогли мне адаптироваться среди здоровых людей.
-Невольными виновниками беспомощности бывают как взрослые, так и дети. Инвалидами могут стать и молодые родители. Не исключаются же транспортные катастрофы, производственные травмы?
- В случае, когда инвалидность получают двадцати-тридцатилетние, сумевшие создать семью, жизнь проверяет в ней семейные ценности. Конечно, не каждый человек способен вынести удары судьбы - кто-то оставляет близкого в беде. За это не судят, но вряд ли в последствии совесть не загрызёт его душу. Но обижаться ни на кого не следует. Среди окружающих нас людей добрых и порядочных большинство.
-Как живут Ваши сверстники-инвалиды, общаетесь ли вы между собой? Где встречаетесь?
-Жизнь у большинства сложная. Тот, кто смог приобрести компьютер, частично спасается, оставаясь наедине с ним. Но это тоже не выход: он ещё больше отстраняется от общества. Знаю двоих, которые в настоящее время учатся в учебных заведениях страны по Интернету. Не все инвалиды могут приобрести компьютеры. Материальные возможности многих самые минимальные. Кто-нибудь задумывался над тем, что родители у этой категории лиц, посвятившие всю свою жизнь заботам о ребёнке - инвалиде, сами пенсионного или предпенсионного возраста? Теперь уже почти во всех знакомых мне семьях больные сын или дочь являются жизненной опорой. Заботы о хлебе насущном для многих не пустые слова. Поэтому большинство о хорошем досуге только мечтает. Хотя городское Общество инвалидов предлагает поездки и участия во многих мероприятиях. Заботы… А для моих ровесников общение необходимо. Нужен какой-то клуб. Ведь, мы же молоды! И совсем не другие! Среди нас есть музыканты, поэты, спортсмены, певцы. Только мы замкнуты в себе и мало знаем друг о друге. А можно было бы делиться опытом при поступлении в учебные заведения, помогать в освоении учебных предметов… Инвалидам нашего возраста нужен коллектив. Опека для нас – уже не главное, хотя материальная и юридическая помощь – большое для нас и наших близких подспорье.
Сегодня можно привести множество ярких примеров достижений инвалидов в науке, искусстве, литературе, производственной деятельности, утверждающих принцип равных возможностей. Однако как им даётся успех самореализации, знают только они, и их близкие, и, пожалуй, те, кто по роду своей профессиональной деятельности соприкасается с проблемами инвалидов.
-Что для Вас является сложным в общении с больными сверстниками?
-Приведу пример. Я знаком с девушкой, которая окончила два института. Но она не выходит за пределы своей квартиры. Любому другому трудно даже представить такое?! А я её понимаю. Очень хочу, чтобы больные люди на примерах других своих сверстников изменились и вошли в городское сообщество.
-Вы с самого раннего детства понимали серьёзность Вашего положения и озабоченность членов семьи?
-Конечно. Нехватка денег на поездки в клиники, обследования. Уход за мной требовал, чтобы кто-то был постоянно рядом, не работал. Во многом моей семье помогло городское Общество инвалидов, оно ходатайствовало за меня при получении автомобиля.
-О чём Вы сейчас мечтаете?
- Сейчас готовлюсь к поступлению ещё в один институт, хочу получить высшее экономическое образование. Вижу, что в городе много предприятий, работающих с зарубежными партнёрами. Возможно, пригодятся мои знания иностранного языка и экономическое образование. А ещё я думаю о своих сверстниках, их жизни.
Человек многогранен, ему нужно помочь раскрыться, научить интересно жить и отдыхать. Инвалиды должны уметь переключаться, отодвигать свою проблему, чтобы она не стала глобальной. Надо заинтересовать окружающих людей, дать о себе знать, чтобы они стали в тебе нуждаться. Сегодня руководители российского правительства серьёзно заговорили об инвалидах, о помощи им не на словах, а на деле. Обещают принимать жилые дома с обустроенными пандусами для инвалидов, оборудовать входы в магазины и культурные заведения, а также общественный транспорт. Но есть ещё и другие проблемы. Обычные школы не приспособлены к приёму детей-инвалидов. А домашнее обучение, как видим, – не выход из ситуации. Многие школы сразу предлагают учиться дома – «мол, заклюют сверстники». Необходимо, чтобы учителя имели знания хотя бы основ коррекционной педагогики. А сегодняшнее понятие компьютерной терминологии должно расшириться словами – всеобщая Интернет-доступность. Главное же, чтобы родители, опекуны, оставшиеся один на один со своими проблемами, не влачили жалкое существование.
Этим людям хочется сказать: «Будьте в ладу со своим состоянием. Живите с девизом: «Я всё сумею, всё смогу!» Вы не другие».