Архив:

Старый учитель

Мои родители родились в один год, вместе росли и учились вместе, в одном классе. Часто, вспоминая школу, в разговорах они вели речь о Николае Петровиче. Это был их любимый учитель. Николай Петрович преподавал у них математику, физику и астрономию. Из их разговоров было ясно, что это был настоящий учитель, преданный своему делу, и всей душой любящий детей. Все мы вышли из стен школы, и наверняка каждый может сказать, что таких учителей очень и очень мало.

Николай Петрович проводил уроки астрономии очень необычно. О созвездиях он говорил, словно рассказывал сказку. А наступлением темноты он водил детей на экскурсии - наблюдать звездное небо, и вооружившись школьным телескопом, весь класс, по очереди вглядывался в Большую и Малую Медведицу, в Млечный путь, в созвездие Скорпиона... О математике Николай Петрович рассказывал, как о совершенной музыке, сопоставляя цифры с нотами, а законы физики раскрывал на простейших жизненных примерах. Не было ничего удивительного в том, что его занятия были любимыми предметами у его учеников, и неуспевающих у него не было вообще. Я был много наслышан об этом удивительном учителе, но никогда мне не приходилось его видеть, хоть я и учился в той же самой школе, в которой учились и мои родители.

Однажды мы ехали куда-то всей семьей в нашей машине. Отец был за рулем, и мама попросила остановиться у рынка для того, чтобы купить продуктов. Мы припарковались на стоянке и я отправился вместе с мамой на рынок, чтобы помочь ей донести покупки. Вдруг она остановилась при виде невысокого, пожилого человека в очках, без ноги по колено, с подвернутой штаниной, с трудом передвигавшегося на костылях. Мама быстро подошла к нему, и о чем-то горячо, с широкой улыбкой на лице, заговорила с этим человеком. Затем, оглянувшись, подозвала меня, и произнесла: "Познакомьтесь, Николай Петрович, это мой сын". Я удивленно уставился на этого человека. - Так это и есть тот самый Николай Петрович? - думал я. Признаться, я несколько иначе себе его представлял. Сложившийся в моем представлении образ учителя, вмиг перевернулся.

Вернувшись в машину, я накинулся на родителей с расспросами. И вот то, что мне удалось от них узнать: ногу Николай Петрович потерял в далеком детстве. Никто не знает, как это случилось, но во время невинной детской забавы - игры в чехарду, Николай Петрович упал и сломал ногу ниже колена. Дело было задолго до войны 1941 года, лечение было, прямо скажем, никаким, постепенно началось заражение крови, которое закончилось ампутацией конечности.

Больше всего меня поразило то, что Николай Петрович сумел закончить институт. Кто-то поспорит - мол, многие инвалиды заканчивают институты. Но Николай Петрович, сам родом будучи из райцентра, поступил на учебу в областном центре, в Волгограде, за 100 км от родного дома, и в городе учился очно - ежедневно посещая занятия в многоэтажном здании пединститута.

Сегодня у инвалидов имеется возможность заказать протез на отсутствующую конечность, но в то время такой возможности не было. И Николай Петрович так и прошагал всю свою жизнь на костылях. В школе директор специально для Николая Петровича выделил кабинет физики и математики на первом этаже, чтобы учителю - инвалиду не приходилось подниматься на второй и третий этажи, хотя все учителя "предметники" располагались этажами выше, а первый этаж занимали первоклашки. И это была единственная поблажка в школе, которую принял Николай Петрович от директора и от коллег. Всю остальную работу он выполнял на износ. Коллеги его уважали, а дети просто обожали любимого учителя.

- Так сколько же ему лет? - поинтересовался я у родителей. - Семьдесят восемь. - последовал ответ. Это меня просто поразило в самое сердце. Во-первых, Николай Петрович совсем не выглядел на свой возраст, и казался моложе лет на 10-15. А во-вторых, как это в столь солидном возрасте ему удается ходить за продуктами на рынок без посторонней помощи? - Знаешь, сынок, - задумчиво сказала мама, - наверное, таким людям Бог помогает.

Наверное, мама права. Но, видимо, свою роль сыграла и многолетняя закалка характера Николая Петровича - не жаловаться на судьбу, а продолжать двигаться дальше, как бы тяжело ему не было. Любовь к профессии и детям позволили ему на долгие годы оставаться молодым душой. А молодость души отражается и во всем облике этого немолодого уже человека, которому от всего сердца хочется пожелать крепкого здоровья на долгие - долгие годы.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ