Архив:

Какая песня без Фидана!

Фидан-баян, баян-Фидан — запомнить очень просто. …Как правило, в концерте баяниста-аккордеониста оставляют публике на десерт, а тот и рад “гнать бисы” из nuevo tango Пьяццоллы — автора, уже, верно, стоящего вне моды (раз за столько лет не вышел). Равно как вне моды стоят и наши потрясающие молодые музыканты — баянист Айдар Гайнуллин, аккордеонист Никита Власов, баянист Фидан Ахмедьянов.

Все они — вполне себе “афишные”, почти сложившиеся виртуозы, если и не с мировыми именами, то как минимум востребованные в Европе и в Америке. Кто-то раскручен больше, кто-то меньше, заработок тоже весьма варьируется, но все они — имена. Заслужившие право быть первыми (по крайней мере в таланте — равны).

А про иные неравенства и говорить неохота — люди творческие не хотят на этом акцентировать внимание. Да, у нашего сегодняшнего героя, 23-летнего Фидана Ахмедьянова, — врожденная патология обоих глаз. Видит плохо, носит очки, инвалидность. Но членам жюри престижного конкурса Libertango в Италии на это наплевать. Им важно только качество игры. Игры, за которую Фидан 10 раз брал высокие премии на соревнованиях в России и за рубежом. И в этой самой Италии, кстати, нынешним летом.

…Что? Его смущает слово “виртуоз”? Посчитаем, сколько раз оно упоминается в благодарных местных челябинских газетах (где Фидан — суперстар), да и в газетах столичных…

— Меня часто так называют, — по-голливудски улыбается Фидан, — но виртуозом себя не считаю, так как виртуоз прежде всего — это музыкант с природной техникой, а не наработанной (как у меня). Но поскольку меня со школы приучили “слушать” звук, то это и стало основной жилкой в моем исполнительстве. Благодаря доценту РАМ имени Гнесиных маэстро И.В.Сыроежкину мне удалось добиться виртуозной игры на баяне, но, как говорится, совершенству нет предела…

* * *

Заболевание глаз — от рождения. Родители ходили по врачам, узнавали, можно ли как-то скорректировать, но…

— Лечение такого недуга не гарантирует, увы, хорошего результата. Поэтому пусть лучше остается зрение какое есть, чем вообще ничего… Да я, в общем, вижу, различаю цвета, если в очках — то даже ноты могу читать. В принципе с детства в очках хожу. И на выступления надеваю.

— А телевизор можно смотреть?

— Можно, но желательно не злоупотреблять. Да я и не любитель. Что время тратить…

* * *

Фидан родился в 1986-м в Нижневартовске, через год родители переехали в город Трехгорный Челябинской области. И по сей день там живет мама Лиза с младшим братом Фидана — Филюсом…

— Какие у вас любопытные имена…

— Что означает Фидан, честное слово, не знаю! Мама назвала нас в честь известных башкирских певцов — Фидана Гафарова (он же, кстати, и баянист) и Филюса (Филуса) Гареева.

— А брат — тоже музыкант?

— Нет, он вроде начал учиться на баяне, но бросил. Не его это. Он больше в математику, в физику…

— А что это вы все стройными рядами — в баянисты?

— Ну как? Семейная традиция — мама очень любила на гармонике играть. Возьмет тульскую гармошку — такой хороший, душевный звук. И пела песни чудесные, и мы с братом ей подпевали. Вот и отдали меня с пяти лет сначала в центр детского творчества, а с восьми, как стало ясно, что слух есть, пошел уже в школу искусств на баян (такого предмета, как гармонь, не было). Решили: вдруг что-то и получится?

— Ну и почему не бросили (это я издеваюсь)? Скучно же заниматься…

— Не знаю. Мне как-то сразу понравилось. И дальше любовь к инструменту только росла. Раз слух острый, ты просто берешь понравившуюся мелодию (допустим, услышанную по радио) и пытаешься воспроизвести ее на баяне. Подбираешь… Это очень хорошее упражнение для развития и музыкальной памяти, и того же слуха. Всем можно советовать. И полезно, и не скучно. Так и сидел — занимался-занимался, ездил по конкурсам, начал давать сольные концерты, затянуло!

— Так вы и на гармони, и на аккордеоне можете?

— Ну да, могу. На гармошке — проще, конечно. Как-то раз нужно было в оркестре музыкальной школы играть на гармони произведения русских композиторов — ничего, освоил. А баян я бы охарактеризовал одним словом — “певучий”.

— Несмотря на то что дико тяжелый?

— Смотреть страшно, да: все-таки 15 кг, и, чтобы держать его, надо быть физически подготовленным. Девушкам баян тягать, конечно, не к лицу. Сам же я упражняюсь на турнике, отжимаюсь от пола — баян заставляет быть в форме. Но он мне нравится. Зрителям видно, как ты играешь, то есть играешь не формально, но с чувством, размеренно, как будто что-то рассказываешь. Раскрываешь публике свои думы, свой мир. Постепенно.

Фидан прав. Нельзя выходить к людям, если ты внутренне пуст, если тебе нечего сказать. А техника? Техника у многих хорошая…

— Но разве это важно? Важна душевность. Техника — она лишь на конкурсах “прокатывает”. А на концертах… нет. Люди-то живые, это не жюри, которое на другое смотрит.

— Дирижеры, солисты от академмузыки одеты по всей строгости. А для баяниста какого-то особого дресс-кода нет?

— Да нет, кто в пиджаке выходит, кто в рубашке. Мне удобно просто в рубахе — так гораздо свободнее, ремень-то через плечо идет — и тебя ничего не отвлекает, нигде не жмет…

— Баян — инструмент недешевый…

— О да. Но мне губернатор Челябинской области помог купить. Я его брал где-то за 300 000, а сейчас он стоит все 500 000. Это хороший. Просто хороший, не ширпотреб.

— А какой у него срок службы?

— Может быть и весьма продолжительный, просто за ним надо следить. Если что-то заедает — всё, пора механику перебирать, то есть нести инструмент на фабрику. Хорошо если фабрика в Москве, а если в Германии? Вот и думай. Вещь капризная, на улице на нем не поиграешь.

— То есть если сейчас скажут: поиграй нам, Фидан, на Масленицу на морозе — этого желательно не делать?

— Не “желательно”, а я вообще этого делать не буду! Баян чувствителен, просто испортится — и всё. Жалко же! Можно играть только от +18°С.

* * *

Сейчас Фидан учится в Москве, в специализированном институте искусств. Здесь, соответственно, и живет вместе со своей женой Марией, гитаристкой.

— К чему вас больше тянет в репертуарном плане — начиная от баховских переложений и заканчивая Пьяццоллой?

— Да вы и ответили на вопрос: я играю любую музыку — и моя программа так и строится: от Баха, романтики до самой современной музыки, эстрады. И уж Пьяццоллу, само собой, его все играют, даже конкурс проходит в Италии его имени, на котором, кстати, я получил недавно третью премию.

Очень интересно: в одно и то же время в местечке Ланчано состоялись две музыкальные битвы — XIX конкурс баянистов и аккордеонистов “На приз города” (там у Фидана вторая премия) и III конкурс исполнителей музыки Астора Пьяццоллы Libertango.

— Почему взял вторую, не первую? Конкурс летом проходил, силы уж были на исходе, конец сезона, — признается Фидан, — мало времени для подготовки. Не хватило пары-тройки недель. А третья премия на Libertango — это вообще шикарно. Потому что участники очень сильные из Японии, США, Германии… Буквально маститые исполнители!

— И выступали обычные ребята, здоровые?

— Конечно! Мало того, “На приз города” — там только баянисты, а на Libertango — и вокалисты, и пианисты — все специальности сразу! В этом еще трудность (и ценность получения третьего места). И за то, что я инвалид, никто баллов набавлять там не будет, подобной практики просто нет. Слепой, не слепой — важна только твоя игра. Так что участие в конкурсах стало очень важным событием для меня, и случилось это благодаря помощи Валерия Прошутинского и его благотворительного интернет-портала “Без границ”, который оплатил дорогу и проживание в Италии в течение 10 дней.

— А чем полезно, в вашем понимании, участие в конкурсах?

— Прежде всего это знакомство с миром, миром музыкальным — новыми веяниями, тенденциями, очень важно слушать — кто как играет. Новые ноты видишь с весьма любопытной музыкой… Конкурсы стимулируют, но опять же всему важна мера: есть люди, которые просто так зарабатывают деньги, получая одну из трех первых премий. Здесь уже коммерческие акценты, а это плохо.

Помимо активной “сольной карьеры” (куча приглашений, выступления перед президентами, премьер-министрами) Фидан играет и в ансамбле (баян, гитара, флейта, вокал), который возник по идее Валерия Прошутинского, помогающего музыкантам с ограниченными возможностями (Прошутинский трижды приглашал ансамбль выступать на лучших концертных площадках Москвы). Также Фидан частенько выступает вместе с женой-гитаристкой:

— У нас совместная программа в музее Булгакова. Она — в первом отделении, я — во втором.

— Это здорово, Фидан, что вы нашли друга и единомышленника в лице Марии…

— Я сам очень рад. Музыкантов действительно очень тяжело понимать. Занятия, гастроли, концерты…

— Поэтому так важно, чтобы музыкант женился на музыкантше…

— Вы стопроцентно правы.

Ян Смирицкий

Источник: mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ