Архив:

Даешь "Электронное правительство"!

Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций рассказал о запуске единого Интернет-портала госуслуг

В России стартовал портал для предоставления электронных госуслуг в Интернете в режиме «одного окна». Как сообщила пресс-секретарь Минкомсвязи Елена Лашкина, единый портал госуслуг gosuslugi.ru открылся во вторник, в 15 часов 12 минут по московскому времени.

- Игорь Олегович, что собой представляет портал госуслуг - так называемое электронное правительство. А главное - простым людям это что даст?

- Со временем на этом портале должен появиться перечень всех услуг, которые оказывают населению федеральные и местные органы власти. Допустим, получение госпомощи в виде социальных выплат. Или вот это: «Государственный технический осмотр транспортных средств». На первом этапе мы решили предоставить набор из 74 наиболее востребованных услуг.

- И что, прямо с сегодняшнего дня всеми этими услугами можно будет вот так запросто воспользоваться?

- Пока - только получить информацию, где и в какое время они оказываются, какие документы для этого нужны. Чтобы в Москве добыть подобную справку, нужно на автобусе, метро проехать полгорода, найти нужное учреждение, отстоять там очередь... А в глубинке люди из дальних сел и деревень преодолевают десятки, сотни километров до районных и областных центров, сутками стоят в очередях.

По нашим прикидкам, в целом в России в год насчитывается до 360 млн. таких хождений по органам власти. Это сколько же тратится нервов и времени!

- Теперь-то «хождений по мукам» станет меньше?

- Да, по мере того как будет развиваться наш портал.

- А можно будет через портал документы пересылать в органы власти?

- По большинству госуслуг это можно будет делать начиная с середины 2010 года. К этому времени число обращений в органы власти (так сказать, путем хождений) должно сократиться на треть.

А с 2011-го госорганы, как мы предполагаем, не будут иметь права спрашивать у граждан те данные, которые на них уже имеются в других инстанциях. Скажем, гражданин при начислении пенсии обращается в Пенсионный фонд. Если информация по его работе есть в других базах данных, Пенсионный фонд должен будет ее сам там собирать автоматически.

- А как тогда проверить через тот же портал, что с вашей просьбой?

- К 2012-му задействуем и такую систему. На портале будет высвечиваться окошечко с информацией: принята ли ваша заявка, на каком этапе рассмотрения и в каком подразделении находится, вносится ли в приказ, и если нет, то почему.

- Что-то не верится... Ведь для чиновника это самое сладкое - поставить (или не поставить) резолюцию на бумаге.

- Зря не верите. Мы в экспериментальном порядке уже опробовали это у себя в Роскомнадзоре. По некоторым услугам документы здесь принимают в электронном виде. И чиновник к ним не прикасается - никаких резолюций! Просто проверяет, верно ли составлен документ, если да - дает отмашку, что все о'кей. Заявка проходит по информационной системе и - в приказ.

- Вы замахнулись на самое святое! А сами-то госорганы согласны с этими новациями?

- Это их обязанность. Более того, за выполнение этих функций они будут нести полную ответственность, которая будет возложена на них правительством России.

- А взятки кому давать?

- Компьютеру. (Смеется.) А если серьезно... Именно взятки - а население тратит на них очень большие деньги - я бы назвал мишенью, на которую нацелен наш портал. Да, мы хотим с ними разделаться. Такую задачу поставили перед нами и президент, и председатель правительства, которые постоянно говорят о том, что услуги людям органы власти в центре и на местах должны оказывать в понятной, доступной форме и без административного давления, известного по лозунгу «Не подмажешь - не поедешь».

- Ну а вот, допустим, бабушка-пенсионерка, которая не владеет компьютером, приходит в муниципалитет с какой-то просьбой, а ей говорят: «Обращайтесь на портал к министру Щеголеву».

- Нет, так ей не скажут. Вместе с Минэкономразвития мы сейчас создаем по всей стране сеть многофункциональных центров, где можно будет с помощью специалистов получить такого рода услуги. То есть за бабушку на портале все сделают - и электронную форму заполнят, и отправят заявление куда положено, и помогут добиться ответа.

А в почтовых отделениях можно по очень низким тарифам получить доступ в Интернет. Еще появятся инфоматы, по аналогии с банкоматами или теми же платежными терминалами, где сейчас можно рассчитываться за мобильную связь. А там, глядишь, и бабушки, и дедушки начнут приобщаться к компьютеру и Интернету. И потом никто ведь не собирается запрещать людям обращаться в госорганы обычным путем, то есть лично, а не через портал. Но в любом случае наш gosuslugi.ru будет дисциплинировать чиновников.

- Если люди станут пересылать документы в электронном виде, где гарантия, что они не утекут на пиратские диски и не появятся на черном рынке?

- Над безопасностью этих систем наши специалисты работают очень серьезно. Но при этом мы не должны забывать, что самые неприступные крепости брались не атакой неприятеля (в нашем случае - не вскрывались хакерами), а становились доступными из-за измены. И мы будем требовать от госорганов, чтобы они защиту данных ужесточали.

- А ведь возможности мобильной телефонной связи, чтобы госуслуги стали доступнее, тоже используются не полностью. Как с этим будет?

- Уже скоро на нашем портале появится и такая услуга: скажем, вы нашли телефон интересующего вас ведомства. Можно будет послать SMS, и вам скинут его адрес и часы работы. Со временем таких услуг будет все больше.

- Что сейчас мешает?

- Использование SMS - это вопрос не только «связной», но и юридический и финансовый. Нужно выстроить целую систему взаимоотношений между клиентами, операторами связи, банками и многое другое. Это еще и проблема готовности структур, которые такого рода услуги предоставляют. Скажем, пример из другой области: в крупных городах есть компании, которые готовы организовать оплату за парковку в городе через SMS. Это и удобнее, и было бы дешевле для автовладельцев. Но как только представители этих компаний приходят к городским властям со своими идеями, они слышат: «Вы сколько людей хотите без денег оставить?»

В общем, хватает «бизнес-интересов», которые такие технологии просто перечеркивают, - речь, разумеется, не только о парковках. И, конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что сопротивления со стороны тех, кому удобные и дешевые услуги невыгодны, не будет. Поэтому мы последние полгода буквально ежедневно и очень предметно занимаемся тем, чтобы сделать хотя бы то, что зависит от госорганов.

- Кстати, о SMS. Вот когда заработает «электронное правительство», премьер Путин может же министров и не собирать - послал SMS-указание, а в ответ - SMS-доклад.

- Электроника не заменит человеческое общение. Одно дело - ты видишь буковки, которые бегут по экрану компьютера или мобильного телефона, а другое - можешь лично донести до человека свои мысли и понять, согласен ли он с тобой. Можно, конечно, и в правительстве использовать SMS. Но есть и другие средства общения на расстоянии. Было несколько ситуаций, когда президент Медведев и премьер Путин выходили на видеосвязь с губернаторами или министрами, которые были на выезде. И это уже лучше, чем телефон. Помните селекторные совещания: кнопку жмешь - и голос откуда-то из-под потолка. А сейчас ты человека видишь, в глаза ему смотришь...

* * *

- Какой у вас личный набор электроники?

- Ноутбук с беспроводным доступом в Интернет, простой мобильный телефон с обычным набором функций, есть проводной Интернет, телевизор.

- Вы в Интернет как часто заходите?

- Интернетом пользуюсь регулярно. Смотрю новости, захожу на форумы, ищу информацию, переписываюсь по электронной почте.

- Сколько времени проводите во Всемирной паутине?

- Если часами сидеть, голова распухнет, восприимчивость ухудшится. А надо еще и какие-то решения принимать. Поэтому я установил себе лимит: не больше часа в день. Час истек, как бы ни было интересно, что бы я ни нашел, щелк - и привет, Интернет, до завтра!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Игорь Олегович ЩЕГОЛЕВ, родился 10.11.1965 г. в Виннице. Окончил Московский госинститут иностранных языков им. М. Тореза и факультет германистики Лейпцигского университета. В 1988 - 1993 гг. - редактор Главной редакции иностранной информации ТАСС, в 1993 - 1998 гг. работал в ИТАР - ТАСС. В 1998 - 1999 гг. - замначальника Управления правительственной информации аппарата правительства РФ, пресс-секретарь, советник председателя правительства РФ. В 2000 - 2002 гг. - руководитель управления пресс-службы Президента РФ. В 2002 - 2008 гг. - руководитель протокола Президента РФ. С мая 2008 г. - министр связи и массовых коммуникаций РФ.

Про Интернет и мухобойку

- Игорь Олегович, а что ждет Интернет? Государство будет его контролировать?

- Надеяться на то, что государство начнет бегать здесь с мухобойкой и выводить из Интернета всех злодеев, не стоит. Руками только государства не справиться. Потому что эта Сеть создавалась как раз «для живучести и для неубиваемости».

Приведение Интернета в какие-то разумные рамки - это двустороннее движение. С одной стороны, есть Управление «К» МВД России, которое следит и за террористами, и за детской порнографией, и за прочими подобными вещами. А с другой... Мы завершаем Год безопасного Интернета. И в рамках этого года общественные организации, родители сообщили о массе сайтов, где содержится информация, которая является недопустимой по отношению, например, к детям. Возникают основания сайты такого рода закрывать.

- А не слишком ли большие надежды вы возлагаете на родителей?

- Вот вы - родители, и ваш первый же интерес, чтобы ваши дети не лазили куда не нужно. В рамках Года безопасного Интернета показывали очень доходчивые ролики социальной рекламы: звонок в дверь, заходят обколотые ребята, спрашивают Колю. Потом - легкомысленные девчонки: «Коля дома?» Затем - бандиты с пистолетами. И мамаша радостно открывает дверь: «Да, Коля дома!» Мораль такая: в реальной жизни вы вряд ли так бы поступили. Но посмотрите, чем ваш ребенок занимается в Интернете!

Да, мы все ждем, что государство само за всех расставит здесь все точки. Но уже появился - без всякого его вмешательства - ряд компаний, которые предоставляют услугу «Детский Интернет». Ты покупаешь этот пакет и можешь быть уверен, что твой ребенок найдет в Интернете только то, что ему можно находить и смотреть. На данном этапе это очень перспективное направление, чтобы общество стало по-взрослому относиться к этой проблеме. А мы будем этому движению помогать, будем его поддерживать.

- К российским доменам RU и SU хотят добавить еще на кириллице: РФ. Не отрезаем ли мы этим себя от цивилизованного мира?

- Нет.

- Есть компьютеры, где нет кириллицы.

- Но в Интернете же имеется виртуальная клавиатура - можно ее выбрать и пользоваться. Что же касается перехода на «точку РФ», это не означает, что мы отсекаем то, что создавалось раньше с англоязычными доменами и именами. Просто для нас это значимый шаг, если хотите, даже политический, к популяризации русского языка и к интернационализации управления Интернетом. Он стал мировым явлением, которое не может сейчас регулироваться из одной точки. Нужно совместно искать серьезные решения.

«Они зубами связь держали...»

- По всей стране понаставили телефонных будок - в брошенных хуторах, деревнях... Господин министр, зачем столько бюджетных денег потратили?

- Это был масштабный проект по телефонизации малых населенных пунктов, где раньше не было вообще никакой связи. Больше сотни тысяч таких телефонов установили. Деньги в складчину собирали с операторов связи, которые в нашей стране частоты получали бесплатно. Видим, конечно, что кое-где были и перегибы. Где-то можно было более современные, беспроводные технологии применить, где-то место выбрано не самое удачное. Мы ставили вопрос перед губернаторами о демонтаже «лишних» деревенских телефонов. Нас умоляют: «Только не забирайте!» И присылают фотографии, где стоит такой таксофон, а вокруг него - лавочки, клумбы...

Есть места, где для людей это место общения. И у них теперь появилась возможность бесплатно связываться с экстренными службами. Нет, сделана большая работа. И я бы не бросал камни в тех, кто эти провода тянул. Я о наших связистах. Они такие же, как и те, которых мы помним еще со времен Великой Отечественной, когда зубами связь держали.

То же самое и с почтой. Есть населенные пункты, где она осталась единственным госинститутом. Почтовое руководство сейчас думает, как вдохнуть новую жизнь в эти почтовые отделения. Пока же они производят грустное впечатление. И в Москве есть такие, где один человек, как правило, женщина, отвечает и за прием посылок, и за их отправление, и за письма, и за газеты... Заболела она, и твоя посылка будет лежать лишнюю неделю. Почте важно понять, где сегодня можно зарабатывать для себя деньги. И одна из самых важных тем здесь - что будет с печатными СМИ, как модернизировать их доставку. Социологи провели несколько опросов в Америке, в Европе. Опрашивали молодежь: вам нужны газеты? И выясняется, что те, кто вырос с Интернетом, тем более с мобильным, не берут в руки газеты.

- Бесплатно будут брать.

- Да, на бесплатные газеты спрос есть. До поры до времени. Но методы распространения газет и журналов точно будут меняться. Не будет такого, чтобы гонять самолеты с газетами из Москвы аж за Урал.

- «Комсомолка» самолеты не гоняет. У нас есть типографии на местах, а газету посылаем по спутникам.

- Если газеты в бумажном виде и сохранятся, их начнут распечатывать прямо на почте. Заказал через тот же Интернет, нажал кнопочку - и свежий номер уже у тебя в руках. А может, подписчику дома такую штуку поставят. Тогда само собой возникнет вопрос: а не проще ли залезть в компьютер и почитать?

«Цифровое ТВ придет с Дальнего Востока»

- Многие наши читатели, в частности, Михаил Селиверстов из Москвы, Надежда Семенова из Смоленска, спрашивают: «Когда появится в России цифровое телевидение в полном объеме?»

- Скоро. Премьер-министр Владимир Путин подписал на сей счет федеральную целевую программу - она уже действует. Цифровое телевидение мы начинаем вводить не со столицы (оно здесь уже есть - как говорится, и в кабеле, и в спутнике, и в Интернете), а с Дальнего Востока. С тех районов, где до сих пор принимают только 1 - 2 программы. Для нас это не только техническая, но и социальная задача. Дальневосточники смогут принимать цифровое ТВ уже в 2012 году. А к 2015-му им будет обеспечена вся Россия.

- А как быть со старыми телевизорами, которые нормально работают?

- Можно будет приобрести приставку для приема цифрового сигнала. В некоторых регионах они уже продаются. Цены разные. Сейчас это порядка 2,5 тысячи рублей. Если производство приставок будет массовым и счет пойдет на миллионы - об этом сами наши производители говорят, - приставка будет стоить от 30 до 50 долларов. Наши же спутниковые тарелки не хуже импортных, а цены бывают ниже. Приставки для цифрового приема - еще одна ниша для наших компаний. Ну а кто захочет купить новый телевизор, лучше брать его с цифровым приемом, тогда и никаких приставок не понадобится.

- Журналист «КП» покупал новый телевизор и спросил у продавцов, сможет ли он принимать цифровое ТВ. Ему ответили: «Мы не знаем, как будет кодироваться сигнал, в какой системе». Современные телевизоры сертифицированы под цифровое ТВ?

- Да, они должны работать в стандарте MPEG-4, который мы выбрали для себя. Программу развития цифрового телевидения запустили и обязательно доведем этот стандарт до тех, кто производит и завозит телевизоры в торговлю.

- И тогда у покупателей головной боли не будет?

- Будем стараться сделать так, чтобы головной боли не было. И вообще такого не будет, что в день «Ч» кто-то дернет рубильник, и аналоговое, то есть нынешнее, телевидение отключится. Цифровое ТВ мы будем вводить очень постепенно, по регионам, по мере того как там будет обеспечен и полный охват цифровым сигналом, и зрители обзаведутся приставками.


Игорь Щеголев ответил на вопросы читателей

Добрый день.

1. Ваше отношение к мнению отдельных силовиков, что продавать беспроводные модемы (к примеру Yota) нужно обязательно при предъявлении документа удостоверяющего личность? Если делать этого не стоит, то почему бы не отменить предъявление паспорта при покупке SIM-карты?

Виталий

Сейчас продажа радиоэлектронных средств, использующих стандарт WIMAX, осуществляется без требования документов от покупателей. Изменений не планируется.

Также не планируется и отмена требования о предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (при покупке SIM-карты). Это связано, прежде всего, с необходимостью противодействия терроризму и проведения оперативно-розыскной деятельности уполномоченными государственными органами, а также с тем, что операторы подвижной радиотелефонной связи должны иметь возможность взыскивать в судебном порядке с абонентов денежные средства за оказанные, но не оплаченные, услуги связи после расторжения с ними договоров об оказании услуг связи.

Вопрос № 2

Прошу пояснить ситуацию с оборудованием wi-fi и перспективы в этой области: точка доступа после покупки не нуждается в регистрации, если покупаешь маршрутизатор, необходимо уведомить заявительным способом. Почему одинаково излучающее оборудование в одном случае регистрируется, а в другом нет?

Согласно закону средства связи, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.

Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, а также порядок их регистрации определены соответствующим постановлением Правительства. Документом определены и изъятия из перечня средств, подлежащих регистрации, в соответствии с которыми пользовательское оборудование радиодоступа (беспроводного доступа) в полосе радиочастот 2400-2483,5 МГц с мощностью излучения передающих устройств до 100 мВт включительно не подлежит регистрации.

Пользовательским (оконечным) оборудованием признаются технические средства для передачи или приема сигналов электросвязи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей.

Вместе с тем, РЭС операторов связи ("точки доступа операторов связи") подлежат регистрации.

Так что различаются точки доступа операторов связи (например, точки доступа в кафе, аэропортах и т.д.), которые подлежат регистрации, и точки доступа, подключенные к абонентским линиям связи, и находящиеся в пользовании абонентов (например, роутеры, маршрутизаторы, PCI карты с поддержкой Wi-Fi, используемые абонентами для создания беспроводных соединений в квартире). Они относятся к пользовательскому (оконечному) оборудованию радиодоступа и не подлежат регистрации.

Вопрос № 3

При необходимости поставить усилитель Wi-fi мощностью более 100мВт в пригороде, дабы получить доступ в саду, я должен получить лицензию (причем для граждан процедура носит просто запретительный характер), но некоторые провайдеры беспроводного интернета готовы поставить мне свои полукомплекты под своей лицензией. В таком случае самому оформлять ничего не надо. Если физически это так просто, то когда планируется сделать это просто, юридически?

В соответствии со статьей 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании соответствующей лицензии.

Гражданам, применяющим радиоэлектронные средства, в том числе и стандарта Wi-Fi, без оказания возмездных услуг в области связи не требуется получать такую лицензию.

Полный список услуг смотрите здесь

Александр Гамов

Фото Андрея Кара

Источник: kp.ru