Архив:

Какая же ты счастливая!

Ольгу Огинскую многие знают. Или, по крайней мере, видят в Пскове. Слишком большой диссонанс – симпатичная блондинка, эдакая леди Ди – и инвалидная коляска. Но история Ольги – это как раз подтверждение расхожей истины: нам дано вынести то, что мы в силах вынести.

Двенадцать лет назад, до рокового ДТП, была юность. В Пскове работа в парикмахерской, комната в общаге. Родители в Жидиловом Бору. Приятели, которые однажды предложили поехать на дачу. Машина врезалась в дерево, четверо отделались чуть ли не ушибами. Во всяком случае, все давно забылось. А Ольга вспоминает. Больница, и приговор – инвалид.

Ольга не любит думать, что было бы, не случись аварии. А что бы было? Для девочки из деревни Псков казался большим и надменным. Ольга собиралась закончить вечерку - да поняла: элементарно не умеет искать информацию. «К самообучению не способна, - грустно шутит она, - моя школа была небольшая, каждому учитель все слишком уж разжевывал, никакой самостоятельности». Вроде стремилась к чему-то - но среда затягивала, простая, безыскусная жизнь. Так бы и текло все, средненько и неторопливо. Да вот, съездили на дачу...

- Дмитриева! Это что за унылый вид? А ну накрась губы!

Уже были сломанный позвоночник и больничная палата, но еще оставалась надежда - ходить, ходить, ходить. Но планы таяли, слезы наворачивались. Суровый врач предупреждал депрессию категорически - своими приказами на корню вырывал. Вроде и посмеивается, но как серьезен. Губы, что ли, и вправду накрасить? И это мелкое подтолкнуло подумать - жизнь-то не заканчивается...

А потом Ольгу привезли в ее комнатушку на пятый этаж общаги - и дальше в няньки никто не нанимался. Почти год «гуляла» под форточкой. Продукты, спасибо, социальная служба носила. А пол помыть или приготовить - все сама. Чуть слезы на глазах, вспоминала грозный больничный окрик: «Дмитриева!» Рыдала, горевала... А губы все равно красила!

- Я изменилась. Я научилась ценить все, что у меня есть. У меня почему-то появилось много друзей - всегда полный дом.

Чтобы тихая девочка Оля сама начала налаживать какие-то связи - да раньше она и представить себе такого не могла! Но вот узнала про клуб инвалидов «Оптимист», позвонила туда, потом председатель клуба Галина Сорокина к Ольге пришла. Круг общения расширился - соревнования по ориентированию и дартсу, поездки, праздники... Сейчас спорт для Ольги уже в прошлом. А поводы для спортивной гордости остались. Из последних новостей: брат мужа Эдуард Огинский стал чемпионом России по ориентированию - в командном и личном зачете. Сейчас - в Швеции на тренировках в составе сборной страны.

Вскоре Ольге дали квартиру в центре города, на первом этаже. Не приспособленная для коляски, но разве это важно? Зато своя, отдельная. А потом она познакомилась с Юлианом.

Его мама, Галина Павловна, всегда хотела девочку. А у нее один за другим родились трое сыновей. Может, поэтому у одного из них такое необычное, чуть ли не сценическое имя - Юлиан? Он пришел к Ольге вместе с братом, инвалидом-колясочником. И остался. Осенью Огинские отметят семилетие свадьбы. Уже в новой, трехкомнатной квартире с широкими дверными проемами, поручнями в ванной и пандусом у подъезда. Жилье - в краткосрочном найме, но разве это важно?

- Мне есть где жить, я вполне самостоятельна в этой квартире - и это для меня главное, - спокойно говорит Ольга.

В соседях у нее - свекровь. Галина Павловна - это человек, требующий отдельной истории. Едва троих сыновей вырастила - пришлось взять к себе пятерых племянников. Сейчас старший в армии, а четверо - при ней. Ее любимое выражение - «Без проблем». А это по силе почти как «Дмитриева, накрась губы!».

- Я тоже научилась свои проблемы сама решать, - говорит Ольга. - Мне без этого никак. По ступенькам за справкой не подняться - звоню в кабинет, прошу, чтобы вынесли. Или вот нужны были низкие поребрики в нашем новом микрорайоне, чтобы коляска могла проехать. Выяснила, к кому обращаться, написала несколько заявлений - и мою просьбу выполнили. Я никогда не требую, не кричу, не качаю права. Я просто настойчива. Если у меня что-то по-доброму получилось отстоять - прекрасно. Если нет - ну и ладно, переживу.

Кто-то старается оформить инвалидность в надежде поменьше работать. А Ольга, инвалид первой группы, очень надежно защищена законом от работы. Хотя и рада была бы. Игрушки деревянные шкурила, диспетчером у телефона сидела - вот и весь скромный труд.

- Я объявления расклеивала по всему району, на биржу ездила, ну ничего не получается. И что-то меня дернуло в новый магазин зайти. Меня взяли кассиром! Несколько недель наслаждалась - а потом оказалось, что мой труд незаконен. То есть либо на другую группу переходи, либо место освобождай. Эх, был бы индивидуальный подход, я бы с удовольствием работала...

Но сейчас не до работы. Семья на первом месте. Дочке Сашульке уже шесть лет. Папина копия, темноволосая и смешливая. Тогда врачи дружно отговаривали Ольгу рожать.

- Говорили даже, что меня может полностью парализовать, и кому тогда мой ребенок будет нужен?

А на этот раз закаленные медики уже ни слова не сказали. Да-да, совсем недавно Оля и Юлиан стали дважды родителями. У них теперь не только Санечка, а еще и Анечка.

- Ой, я очень хотела второго ребенка. А мужчинам, конечно, комфорт важнее. В детский плач и горшки муж возвращаться не собирался - говорил: «Не-ет!» И мне очень веские аргументы приводил: «Ты вспомни, о чем доктора предупредждали. Тебе ведь тяжело будет! Здоровье надо беречь». Я успокоилась, решила - как Бог даст. А когда уже все понятно стало, Юлик отреагировал: «Ура». И свекровь обрадовалась - есть у нее три сына, а теперь - три внучки - две наших и дочка среднего сына, Димы.

Анюта Огинская далась маме очень непросто, родилась намного раньше срока. Сейчас малышка в больнице, вот-вот выписать должны. Ольга следит за изменениями только по фотографиям, которые делают муж и мама.

- Ну, смотри, какая она стала большая, - показывает снимок: пухлые щечки и строгий взгляд. - Не узнать! Скоро домой приедет, вот Саша нанянчится!

Парадоксально, но счастливее ее сделала именно эта жуткая авария. Ольга научилась ценить то, что другие воспринимают как данность. Ноги - у каждого по две, встал и пошел. А для нее с этой невозможности началось осознание другой жизни. Знакомые говорят ей: «Оль, ты для нас пример». Хотите быть счастливее? Научитесь ценить то, что есть...

Виктория Голубкова

http://pravda.pskov.ru/society/765.html

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ