Архив:

Страшнее тюрьмы

Недавно специалисты из Германии и Польши инспектировали украинские психиатрические больницы. По заключению экспертов, нельзя содержать людей в условиях, унижающих человеческое достоинство. «Закрытая территория» нашего общества - психиатрические клиники - выглядят хуже, чем тюрьмы. Даже преступники содержатся в лучших условиях, чем украинские душевнобольные.

...Палаты на 20 человек. Люди спят без постельного белья, на грязных матрацах, пропитанных кровью и испражнениями. Говорят, хорошо, что они лежат на кроватях, потому что 17 лет назад многие пациенты были «прописаны» на полу... В некоторых палатах можно увидеть «биотуалет»: стулья с вырезанным кругом для ведра. Привычная картинка: на дверях туалета висит расписание времени его посещения...

- Украинские психиатрические больницы напоминают тюрьмы. На окнах - решетки, которых в больницах Запада давно нет, - рассказывает Руслан Имерелли, президент Всеукраинской ассоциации пользователей психиатрической помощи. - Бьют ли пациентов? Конечно, бьют. В каждой больнице существует три власти: первая - администрация, вторая - заведующий отделением, третья - власть медицинских сестер и братьев, остающихся на ночь. И тогда начинается все что угодно: пьянки, гулянки, избиения...

- Врачи из Германии и Польши увидели в Украине только то, что им показывали, - объясняет Ирина Король, представитель Ассоциации психиатров Украины. - Фотографии больничных палат были сняты нами не в забытом Богом селе, а в больнице большого города. Удалось снять на камеру худых, изможденных пациентов. Неизвестно: кто их кормит? И все это не исключение, а типичная ситуация.

- Прошло 18 лет после обретения Украиной независимости, но только сейчас представители других государств заставили наших руководителей услышать и увидеть то, что делается в украинской психиатрии, закрытой за заборами и решетками, - рассказывает Елена Разливанова, член правления Ассоциации родственников пользователей психиатрической помощи. - Такое издевательство - это уничтожение людей. Эти пациенты страдают за то, что не выдержали наших условий жизни. Даже самые тяжелые преступники не содержатся в таких условиях, как наши душевнобольные.

- В Украине люди с психическими отклонениями находятся на стадии вымирания. Я убежден, что наша страна занимается целенаправленным геноцидом в отношении таких больных, - считает Руслан Имерелли. - Наше государство не может предоставить им надлежащую помощь. В стране практически отсутствует социальная психиатрия. Согласно законам, каждый инвалид имеет право на реабилитацию. Но где она? В свое время был создан Центр медико-социальной реабилитации при Киевской городской клинической психоневрологической больнице № 1. Фактически его целью было создание базы, которая расширила бы медико-социальную реабилитацию по всей стране. Больше подобных центров в Украине нет. Дело не сдвигается с мертвой точки. О какой реформе психиатрии может идти речь?

- В украинских стационарах лечение имеет противоположный эффект, - считает Ирина Король. - Наша психиатрическая система вырывает людей из жизни и, как правило, - навсегда. Когда ребенок, особенно в подростковом возрасте, попадает в стационар, в большинстве случаев он становится на асоциальный путь развития... Люди, вышедшие из психиатрических больниц, не могут устроиться на работу, вернуться к нормальной жизни. Круг замыкается...

Современный уровень фармацевтики позволяет вывести пациента из болезни. Но в украинских больницах нечасто можно увидеть эффективные лекарства. В наших стационарах - фармацевтическое средневековье. Впрочем, дело не столько в возможности купить эффективные лекарства, сколько в пересмотре системы предоставления помощи. В больном человеке надо увидеть не организм, а личность. Благодаря только лишь таблеткам никто не может вылечиться.

Даже при условии принятия современных дорогостоящих лекарств очень важно, чтобы врачи и окружающие уделяли внимание внутренним переживаниям пациента. Для этого с человеком надо разговаривать. А кто это будет делать? С больным должен работать не только участковый психиатр, но и медсестра, психолог, социальный работник... Сегодня даже ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) говорит о том, что шизофрения - заболевание, которое можно вылечить. Но для этого требуется приемлемый уровень благополучия.

- Эксперты из Германии и Польши были удивлены большим количеством хронических заболеваний среди украинских пациентов, - рассказывает Елена Разливанова. - Это результат некачественного лечения. Преступное отношение к таким больным приводит к тому, что те из них, кого еще можно вытянуть из болезни, деградируют. После тяжелого заболевания для психически здорового человека важно создать благоприятную среду, условия, которые бы подталкивали к активному выздоровлению. А для душевнобольного, помимо этого, очень важно, чтобы его поняли.

- Мне в руки попало письмо пациентки психиатрической клиники. Когда я его читал - плакал, - рассказывает Руслан Имерелли. - Эта женщина, которой поставили диагноз «умственная отсталость», описывала увиденное в больнице. Поверьте: умственно отсталый человек не сможет так написать. За все время пребывания в больнице пациентка общалась с врачом только один раз и то мимолетом... Это результат того, что происходит в нашей психиатрии.

- Больные говорят: «Ни за что не пойду в больницу! Там бьют, унижают», - рассказывает Наталья Бондаренко, преподаватель школы социальной работы Киево-Могилянской академии. - Они не хотят общаться со здоровыми людьми, потому что боятся, что их обманут, отравят, убьют - чтобы отобрать жилье... Чувство, которое постоянно испытывают эти люди, - страх. Совершенно очевидно, но наша психиатрия не справляется с задачами, которые на себя берет. Но я бы не вешала всех собак на психиатрию. Ответственность лежит на всех нас. Я прекрасно понимаю, что после публикации снимков психиатрической клиники представители психиатрии скажут: причины проблем - в недостаточном финансировании. Но разве можно вкладывать деньги в отжившую систему?

На Западе реформирование психиатрии продолжалось 30 лет и завершилось в 1980-е годы. Западные психиатры признали свои ошибки... А мы реформы даже не начали. Как говорил Кант: «Чтобы снять с себя фундаментальную этическую ответственность за других, достаточно объявить их недочеловеками». Так происходит в Украине. У нас наблюдается самая настоящая дискриминация по признаку здоровья-нездоровья. И решением этой проблемы должен заниматься не только Минздрав, должны подключиться Министерство социальной политики, Министерство молодежи, семьи и спорта. Надо направлять силы на создание кризисных центров, частичную госпитализацию, на организацию при обычных больницах небольших отделений по предоставлению психиатрической помощи...

Чтобы решить проблему психически больных, надо развивать необходимую инфраструктуру по месту их жительства в каждом микрорайоне. Например, в США вопросами жилья этих людей занимается соответствующая служба: больным предлагают восемь разновидностей жилья! Нам тоже нужны такие службы. Главная задача - вернуть человека с психическим заболеванием в общество. На Западе это делают, а в украинских условиях сегодня это практически невозможно.

Ольга Самсонова

Источник: http://www.uwtoday.com.ua/article.asp?Lid=1&NID=5523&CG=0&SCG=118