Архив:

Яркая жизнь наощупь

Слепота не приговор - это на собственном примере доказали люди, которые не видят, но при этом живут полноценной жизнью. А окружающие учатся у них оптимизму и умению добиваться своей цели. Эти люди не видят, но на них смотрят с удивлением.

Двигаться в общем потоке - это значит справляться с лавиной ощущений, плыть в море звуков, цветных пятен и всем ветрам назло чувствовать себя абсолютно счастливым. Потому что мир, некогда ограниченный 4 стенами комнат, теперь открыт на все 4 стороны. В этом тандеме один видит и рулит, второй не видит почти ничего и в такт крутит педали. Сначала незрячие велосипедисты Петербурга при помощи двух колес изучали свой город, потом Карелию, а там уже пустяком казалась дорога до Финляндии и обратно.

Андрей Гостев, инструктор по адаптивной физкультуре Центра культурно-спортивной реабилитации Всероссийского общества слепых: "Ребята! Я знаю, о чем вы говорите, и понимаю, что велосипед - это круто!"

Это был его величество случай, говорит Борис Спеваков, когда с присущей ему самоиронией рассказывает, как 4 года назад 1 апреля - в День смеха и дураков - ему предложили возглавить Центр культурно-спортивной реабилитации общества слепых, а ему захотелось превратить его в Центр жизни.

Чтобы человеку зрячему хоть чуть-чуть понять, как неудобно жить наощупь, - вот несколько фактов биографии. На личном деле выпускника исторического факультета стоит клеймо - "слепой". Перспектив никаких. Путь один - в провинцию на производство по сборке булавок. И там сопротивляться обстоятельствам. Читать кончиками пальцев книги, играть на гитаре, писать музыку и стихи. Чтобы в жизни было что-то еще, кроме воспоминаний из зрячего детства.

Борис Спеваков, директор Центра культурно-спортивной реабилитации Всероссийского общества слепых: "Очень хорошо помню дома, троллейбусы, картинки в детских книжках, бегемота в зоопарке, лицо мамы".

Танцующие в темноте? Сначала им самим это казалось нереальным. Но прошел слух, что в спеваковском центре действительно набирают группу танцоров. Пары любопытствующих незрячих появлялись на площадке одна за другой. Откладывали в сторону белые трости, учились под музыку считать шаги от стенки до стенки, чтоб чувствовать пространство, и постигали азы пластики: каждое движение учителю танцев нужно было досконально описывать словами и показывать руками.

Они объездили страну и полмира, срывали призы конкурсов. И если членам жюри этих конкурсов не сообщали, что следующим номером программы будет незрячая пара, то об этом никто и не догадывался. А когда сообщали, судьи пытались щипать себя, чтобы поверить - это не сон.

Считается, что незрячих людей корректно называть людьми с ограниченными возможностями. Но питерские слепые привычно закрывают глаза на эти формулировки. Им нет надобности доказывать, что их возможности безграничны. Они давно оторвались от земли. И им разве что не хватает крыльев, чтобы парить над городом, как это делали люди на картинах Шагала.

Для творческого полета нужно было только найти мансарду, превратить ее в мастерскую и дальше наблюдать за тем, как происходит чудо. Олег Ефимович Зиновьев берет лист бумаги, кладет его под рамку и начинает рисовать вслепую. Одной линией карандаша, ни на секунду не отрываясь от бумаги, чтобы не потерять изображение. Героев своих картин до последнего штриха он держит руками. Отпускает через 2 минуты. Автопортрет готов. Казалось чудовищной несправедливостью 25 лет проработать художником-мультипликатором, чтобы в 51 год совершенно ослепнуть. Он начал с нуля.

Олег Зиновьев, член Союза художников России: "Примерно год у меня были ломки. Я не знал, что делать, как жить. Ровно год. А потом вот пришел сюда, в эту мастерскую, и начал крутить шарики. Из глины".

С глиняных шариков начинали здесь многие. Приходили сюда спасаться от одиночества и открывать круг общения, но неожиданно для самих себя открывали в себе же таланты.

Про Бориса Спевакова в шутку говорят, что у него страсть плодить коллективы. Еще есть свой театр и общество настоящих поэтов. Но, кажется, его страсти - другое название. Жизнь. Он ее любит, даже если прожить ее нужно наощупь.

Борис Спеваков: "Хотелось, наверное, чтобы какая-то польза была от моего здесь пребывания. И чтобы я мог, уставая, сказать себе каждый вечер: день прожит не зря".

Репортаж Анны Нельсон.

http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=127912&p_news_razdel_id=10&p_pagenum=2

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ